3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ОЦЕНКИ

Область аксиологии весьма обширна. К ней относится ряд фило­софских дисциплин: эстетика и этика, религиоведение и др. Аксиологическими являются и все религиозные доктрины, а также гума­нитарные науки и искусство. Иными словами, сфера аксиологии есть предметность, не имеющая абсолютные и строго локализованные границы. По сути, вся духовная культура несет в себе аксиологический (точнее оценочный) смысл. Однако данное положение вещей было бы неправильно истолковывать в плане аксиологического ре­лятивизма, или как отсутствие некоторой устойчивой структуры в мире ценностей и оценок. Дело обстоит совсем иначе. Как и гносеология, теория оценки, прежде всего, имеет свое мировоззренческое основание, или теоретическое ядро. Все его содержание является уче­нием о человеке и мире его ценностей. Поэтому аксиологическое ядро можно было бы назвать социальной, или социально-философ­ской, антропологией. В случае подобного широкого использования, термин «социальная антропология» значительно отличается от того, что в истории философии относили к классической философской антропологии (труды Л. Фейербаха, Н. Чернышевского и др.) или к современным западным ее вариантам (Шелер, Плеснер, Фрайер, Гелен, Шельски и др.).

Понимание социальной антропологии как теоретического ядра современного мировоззрения является гораздо более широким, чем привычное ее классическое и постклассическое истолкование и пред­ставляет собой социальную онтологию. На принципах подобной он­тологии мы далее и остановимся.

Состояние отечественной социальной антропологии таково, что в ней не нашел адекватного разрешения даже исходный вопрос о единстве и специфике человеческой сущности и существования (яв­ления), что выражается в множестве их определений, носящих не­редко эклектический характер. Например, только в литературе, опи­рающейся на Маркса, используются встречающиеся в его работах три нетождественные формулировки сущности человека. Первая кон­статирует общественный характер сущности человека; вторая при­равнивает ее к совокупности (ансамблю) общественных отношений; третья усматривает эту сущность в деятельной активности человека. В немарксистских работах проблема сущности и существования ре­шается весьма разнопланово. Философско-антропологические шко­лы рассматривают сущность человека как биологическую, социаль­но-биологическую, культурбиологическую и т.д. Напротив, совре­менный сциентизм, склоняющийся к антропологическому реляти­визму, нередко отрицает наличие особой человеческой сущности, либо усматривает в человеке исключительно продукт формирующих его культурных условий: экономических, научно-технических, язы­ковых и др.

Отсюда необходимость начать изучение современной социально-философской антропологии, или аксиологии, с проблемы сущности человека.

3.1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ

Безусловно, проблема человека - это вечная и неиссякаемая про­блема всех институтов и форм познания, однако в различные исто­рические эпохи на первый план выходят совершенно определенные ее аспекты и версии решения. Сегодня особенно остро ощущается потребность в общих философских концепциях, способных синтези­ровать в единую и непротиворечивую картину многообразные факты и их научные интерпретации, полученные в ходе познавательной деятельности в XX столетии. Человек, подобно любому другому объек­ту познания, должен быть определен на уровне сущности. Это позво­лит выявить его основное качество и отграничить от всякого иного класса предметов и явлений. При этом следует иметь в виду ограни­ченный, абстрактный характер общих философских теорий, их ус­редняющую направленность и невозможность всестороннего описа­ния живой и многообразной человеческой жизни. Поэтому пробле­ма, загадка человека никогда не может быть решена раз и навсегда, полностью и окончательно. В то же время «раз все есть стремление, весь человек есть только проблема, то для этой проблемности, чтобы о ней говорить логиче­ски последовательно, требуется также и беспроблемность, абсолют­ная истина. Она нужна нам потому, что иначе нельзя будет обосно­вать и всего нашего относительного и проблематичного существова­ния» [7].

 Отечественное мировоззрение традиционно базируется на пони­мании человека как общественного существа. 

Само исходное пред­ставление о человеке как существе общественном не является ни бедным, ни богатым, а лишь внутренней характеристикой, сущностной дефиницией. Теория человека фиксирует в меру своих возмож­ностей сильные и слабые стороны данного конкретного общества, бедность и богатство присущих ему социальных связей, правда, не всегда адекватным образом.

Самое простое понимание общественного (как сущностной ха­рактеристики человека) заключается в отнесении к нему всего того, что создается именно в сфере надприродного, абиотического бытия и не возникает там без участия человека. Общественная реальность поэтому включает в себя машины и механизмы (техносферу), до­машних животных и окультуренные растения, учреждения науки и искусства и многое др. 

Необходимо подчеркнуть, что сама сущность человека носит ин­тегральный характер в том смысле, что социальны и общество в це­лом, и каждый отдельный индивид. Оставаясь устойчивой и неиз­менной основой человеческого бытия, общественная сущность че­ловека, вместе с тем, конкретно-исторична, т.е. модифицируется в зависимости от всех особенностей данной эпохи, формационной и культурно-бытовой сферы. Эти изменения на уровне человеческого существования порой бывают достаточно радикальными, однако происходят в рамках единой -социальной - формы движения мате­рии.

Человек не в состоянии «преодолеть» свою общественную сущ­ность и выйти за ее пределы во внеобщественное. Между тем задача «преодоления Марксова редукционизма» и превращения обществен­ной реальности в «промежуточную» в становлении человека порой выдвигается в качестве фундаментальной. Именно так формулирует ее в своей (в целом весьма оригинальной и творческой) работе Б.В. Колумбаев, по словам которого «отрицание общественного есть ут­верждение человеческого». Автор преследует цель «через ограниче­ние общественного открыть (преодолеть) человеческое...», «главное в человеке» он усматривает в том, что не задействовано в обществен­ном развитии и не формализовано в общественных отношениях, которые «растирают» человека [6, с. 6, 13, 38].

Как отмечалось, помимо определения человеческой сущности в качестве общественной, на протяжении всего нашего столетия ис­пользуются еще две формулировки, в соответствии с которыми сущ­ность человека отождествляется с совокупностью (ансамблем) об­щественных отношений или же форм деятельности. Так, Г. В. Хрустов в публикациях 60-х годов утверждал, что «человек есть не что иное, как человеческая деятельность, -и в этом его сущность, а не просто отличительная особенность» [10]. Ряд современных отечественных и зарубежных исследователей, продолжая развивать эту мысль, усмат­ривают в деятельности подлинную общественную субстанцию, ис­ходную категорию построения целостной социальной теории.

Длительное время в философской и научной литературе пропа­гандировалось марксово понимание сущности человека как совокуп­ности общественных отношений [11]. Как правило, соответствующей цитатой и ограничивались, не задаваясь вопросом о том, насколько, во-первых, правомерно отождествление сущности человека с сово­купностью общественных отношений и, во-вторых, отвечает ли по­добное воззрение истинным взглядам классиков марксизма? Между тем, сведение сущности человека к общественным отношениям пред­ставляется неправомерным хотя бы потому, что игнорирует ее дея­тельную природу. Правда, отдельные исследователи ставят знак ра­венства между общественными отношениями и деятельностью, тем самым пытаясь снять проблему.

Позиция прямого отождествления деятельности и общественных отношений для современной литературы в целом не типична. В слу­чае признания отношений и деятельности относительно самостоя­тельными общественными факторами возникает чрезвычайно важ­ный мировоззренческий вопрос о специфике их взаимосвязи между собой и сущностью (природой) человека. Деятельностный характер последней в работах ряда авторов выступает как бы привеском, чуть ли не второстепенным свойством при соотнесении ее с обществен­ными отношениями. Последние рассматриваются в качестве «исход­ного пункта», «исходной категории» построения целостной соци­альной теории. Для этой точки зрения характерно признание в каче­стве относительно самостоятельных тех или иных видов обществен­ного отношения при одновременном отрицании аналогичных им форм деятельности. В качестве альтернативных встречаются утверждения о субстанциальной значимости в обществе феномена деятельности, а отнюдь не отношения.

Есть все основания полагать, что философское понятие становит­ся категорией только тогда, когда оно имеет соотносительное поня­тие. Отдельно взятое, пусть и весьма важное мировоззренческое по­нятие, не может играть роль категории. Что касается понятий «обще­ственное отношение» и «человеческая деятельность», то они неред­ко употребляются вне связи друг с другом, в одиночку, что придает им некатегориальный оттенок, означающий недостаточно строгий и определенный смысл данных терминов в рамках философской тео­рии. Кроме того, понятия деятельности и отношения употребляются порой с такими речевыми оборотами, которые вряд ли приемлемы, например, с понятиями «недеятельности», «внедеятельности» или «бездеятельности». Однако подобных состояний в обществе, строго говоря, не существует точно так же, как в природе отсутствует со­стояние «недвижения».

Все сказанное порождает серьезную проблему логически коррект­ного введения терминов «деятельность - отношение» в философскую систему. О наличии здесь определенных трудностей свидетельствуют многочисленные индивидуальные и коллективные курсы философии, где сущностное изложение рассматриваемых понятий, как правило, отсутствует. Обычно явочным, эмпирическим путем сразу вводятся понятия разного вида и уровня деятельности и отношения (эконо­мических, правовых, политических) без анализа их как целостных явлений. 

Общественное отношение и деятельность - это не рядовые свой­ства среди многих других свойств и качеств человеческой жизни; они представляют собой два универсальных типа связи, в совокупности вбирающие все многообразные виды взаимозависимостей. Поэтому отношение и деятельность необходимо отнести не к обычным, а к специфическим свойствам социума. Подход к отношению и деятель­ности как атрибутивным характеристикам общества в последнее вре­мя завоевывает все больше сторонников. Он предполагает рассмотре­ние отношения и деятельности в качестве таких свойств, которые входят в сферу природы самой социальной сущности, составляя ее неотъемлемое внутреннее содержание. И все же отношение и дея­тельность не замыкаются рамками общественной сущности и далеко выходят за ее границы, вследствие чего они должны быть увязаны с более широкой областью, т.е. всем человеческим (цивилизационным) существованием. В качестве подобной, более широкой, сферы высту­пает та предметная действительность, которую чаще всего именуют ценностной, формационной или цивилизационной реальностью.

В предельном случае цивилизационное (человеческое) существо­вание можно разграничить всего на два типа связи: устойчивый и изменчивый. Устойчивая связь в этой ситуации представляет собой одно-единственное социально-природное отношение: между субъек­том-обществом и объектом-природой. Точно так же существует один-единственный тип динамичной общественной связи, который по­стоянно вносит в универсальное субъект-объектное, социально-при­родное отношение какие-то коррективы, никогда, однако, не отме­няя и не упраздняя его.

В силу известной вторичности, зависимости отношения и деятельности, как некоторых специфических общественных явлений, их невоз­можно рассматривать в качестве особых субстанций, эквивалент­ных понятиям общества и общественно-экономической формации, цивилизационной или ценностной реальности. Именно эти поня­тия в наибольшей мере интегрируют в себе сущность всего того, что подразумевают под термином «социальный» или «обществен­ный». Только они и могут служить началом социально-философ­ской системы. Деятельность и отношение играют иную функциональ­ную роль, заключающуюся в том, что они - универсальные спосо­бы существования общества и общественно-экономической фор­мации, цивилизационной или ценностной реальности, т.е. всеоб­щие социальные атрибуты. И в этом состоит их наиболее глубокое единство.

Как известно, философская теория базируется, но вовсе не сво­дится к исследованию общественной сущности человека. В против­ном случае возникает опасность социологизаторства, недооценки неразрывной связи жизни человека со всеми остальными формами движущейся материи, особенно биологической. Категория сущнос­ти, отображая наиболее значимый пласт человеческой жизни, вмес­те с тем, не в состоянии вобрать в себя все ее содержательное много­образие, всю гамму красок человеческого существования. И даже вся полнота общественной сущности есть вместе с тем неполнота чело­веческого существования. «Человек - крайнее (рискованное, страст­ное), а не усредненное, типовое существо. Он, даже, не объединяет в себе доброе и злое, высокое и низменное, а он добр из зла, высок из низменного. То есть двойственность человека не в том, что он равнодушно пребывает в своих пределах, а устремлен из крайности в крайность. Если говорить именно о человеке, а не экземпляре рода человеческого, то о нем нельзя судить по условиям деятельности, потому что они рассчитаны на среднего индивида. Человек же их не просто реализует, а преодолевает» [6, с. 43].

Многие исследо­ватели используют термин «существование» фактически как языко­вой эквивалент понятия «явление» и ведут речь о многообразии форм человеческого бытия. В такой интерпретации человек оказывается диалектическим единством сущности и существования. Актуальность обращения к диалектике сущности и существования при исследова­нии проблемы человека в немалой степени обусловлена по-прежне­му распространенной их абсолютизацией. Фактически понятие суще­ствования используется в качестве синонима философской катего­рии явления. Разница между сущностью и существованием просле­живается на следующем примере. Теоретически возможно функцио­нирование жизни на основе небелковых тел; дистанция между зем­ной и внеземными формами жизни способна достигнуть большой величины, но это различие не столько сущности, сколько существо­вания, ибо сущность любых разновидностей разумной жизни едина, т.е. носит общественный характер.

Однако трудности, связанные с необходимостью убедительного и логически непротиворечивого истолкования сущности и существо­вания, сказанным выше еще не преодолеваются. Дело в том, что общественная характеристика является отличительной чертой не толь­ко человеческой сущности, но и других (внеземных) цивилизаций. Бытие последних также не может быть редуцировано к их единой общественной сущности. Кроме того, оно (бытие) нуждается в спе­циальной фиксации наряду с человеческим. Для обозначения общего трансгалактического эквивалента существования мы располагаем тре­мя более или менее подходящими выражениями: ценностная, формационная и цивилизационная реальность. Одному из этих словосо­четаний или их синтезу мы вправе отвести роль категории для обозначения космологического явления, определяемого универсальной общественной сущностью и имеющего отношение как к земной, так и иным формам социального.

Под формационной реальностью следует понимать универсаль­ную связь, т.е. взаимозависимость, взаимообусловленность всех об­щественных явлений и процессов, происходящих на Земле и других разумных мирах. Формационная реальность в качестве космологичес­кого феномена существует в виде особой социально-технологичес­кой системы, окруженной естественной природной средой. Именно формационная реальность (существование) оказывается исходным понятием целостной интегральной теории человека или же той суб­станцией, атрибутами которой выступают деятельность и обществен­ное отношение. Человеческое бытие, с этой точки зрения, несрав­ненно беднее совокупных межгалактических форм цивилизационного существования, будучи лишь одной из многих разновидностей последнего. В то же время человеческое бытие несводимо к своей сущностной, или общественной, основе, так как обладает всем бо­гатством, присущим явлению, а на уровне категориального осмыс­ления предполагает более широкий смысл и содержание.

СУММИРУЕМ 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ 

ДАННОГО РАЗДЕЛА РАБОТЫ

  1. Человеческая жизнь базируется на всех основных формах движе­ния материи: биологической, химической, физической и др. Но оп­ределяющей, доминирующей и в силу этого сущностной ее чертой выступает общественная характеристика, которая ни в коей мере не является простой суммой составных всех иных форм и состояний материального мира. Общественную реальность мы вправе опреде­лить как высшую в системе основных форм движения материи. Об­щественная характеристика выступает, следовательно, сущностной чертой не только человеческого существования, но и всех иных (вне­земных) форм разумной жизни.

  2. Социальная жизнь должна быть определена не только на уровне сущности, но и явления, иначе остается за скобками драматичность и противоречивость человеческого бытия. Многообразные его прояв­ления наиболее часто фиксируют в понятии «существование челове­ка». Общественная сущность не тождественна всем многогранным человеческим проявлениям. Спектр последних, вполне естественно, гораздо шире в силу взаимосвязи человеческой жизни со всеми ины­ми существующими в мире формами движущейся материи. Конечно, наиболее важно в этом плане бытие людей как особых разновиднос­тей живых организмов.

  3. Человеческое существование - лишь одна из многих возможных форм общественной реальности. Ее формационное существование следует понимать как высшее из всех известных нам форм бытия. Оно представляет собой систему многообразных (земных и внеземных) общественно-природных связей.

3.2. МОДИФИКАЦИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ХОДЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздельное рассмотрение сущности и существования человека, вне всякого сомнения, односторонне и создает парадоксальную си­туацию, заключающуюся в наделении существования человека са­мостоятельным бытием, обходящимся как бы без своей сущности; в сущности же человек вроде бы не существует. Естественно, возникший парадокс носит, в значительной мере, искусственный характер и вызван теоретическим абстрагированием от факта неразрывной и органической взаимозависимости человеческой сущности и суще­ствования, невозможности их раздельного бытия. Реальная челове­ческая жизнь со своим многообразием суть одно из выражений сущ­ности человека, последняя же не есть какая-то совершенно одно­мерная и одноликая субстанция, полностью лишенная разнообразия. В противном случае всякое развертывание реального многообразия индивидуальностей было бы уходом от общественного во внеобщественное. В действительности рост многообразия способствует даль­нейшему упрочению общественной сущности человека.

Как отмечалось, сущность человека, сохраняя в процессе истори­ческой деятельности свою самотождественность, вместе с тем не остается полностью неизменной и подвержена определенной моди­фикации. Эта модификация особенно заметна на уровне человечес­кого существования, которое претерпевает порой поистине револю­ционные преобразования. 

Для нас особенно важно признание самыми различными направ­лениями цикличности мировой истории. Но что лежит в основе этой цикличности? По-видимому, механизм чередования периодов диф­ференциации и интеграции. Именно смена время от времени тенден­ции социальной дифференциации интеграционной тенденцией, и наоборот, определяет циклический (формационно-стадиальный) характер развития как человеческой истории, так, вероятно, и лю­бой иной. Эта цикличность заключается в способности обществен­ной реальности пребывать в трех основных состояниях.

Первое - синкретическое (или «коммуналистическое», по терми­нологии Ю.И. Семенова) - представляет собой доклассовый соци­альный организм, еще лишенный машинной технологии (в его клас­сической форме). Иными словами, это родовая организация, с кото­рой, началась эволюция человечества. Отличительные ее черты (син­кретизм материальной и духовной жизни, остаточные явления пред-социальной эволюции, например каннибализм, медленные темпы развития) достаточно хорошо описаны в научной и философской литературе. Важная черта первобытного общества, на которую еще недостаточно обращается внимание, - относительное равновесие в нем тенденций социальной дифференциации и интеграции, отсут­ствие явного перевеса одной из них. Формирование новой надбиологической системы -человеческого общества - результат развития при­роды, дифференциации и нарастания интеграционных процессов, узловыми этапами которого были механическая и физическая, хи­мическая и биологическая формы движения материи. В период синк­ретизма, в условиях первобытнообщинного строя наблюдается, главным образом, становление и формирование основных социальных качеств и атрибутов. Здесь складываются лишь важнейшие элементы надбиологической системы (феномены общественной деятельности и отношения и т.д.), в то время как сколько-нибудь полного струк­турного оформления ни один из них еще не получил.

Выход на первый план тенденции социальной дифференциации в общем и целом совпадает с началом перехода земной цивилизации ко второму состоянию общественной реальности - классово-антаго­нистическому, которое является обязательным этапом историческо­го прогресса, несмотря на всю его (этапа) сложность и противоре­чивость. По мере углубления общественного разделения труда, отде­ления земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, умствен­ного труда от физического, которое происходит по мере становле­ния классово-формационной реальности, усиливается дифференци­ация объективной и субъективной сторон общества, постепенно при­обретающего характера сложной, полиструктурной системы.

По мере нарастания силы социальной интеграции усиливается (первоначально в локальном, региональном пространственно-вре­менном континууме) и сила механизма интеграции, из которого постепенно вырастает общечеловеческая цивилизация. Взаимодействие этих двух глобальных тенденций не бывает отделено друг от друга во временном или пространственном аспектах, хотя одна из них обыч­но имеет приоритетное значение на протяжении больших истори­ческих эпох. Кроме того, обе тенденции связаны не с линейно-по­ступательным, а циклическим спиралевидным процессом. На каж­дом формационном отрезке времени возникают все более масштаб­ные синтезы. Так, рабовладельческие цивилизации несравненно пре­восходят самые эффективные родоплеменные союзы, в самом ра­бовладельческом обществе Римская империя по своей значимости превосходит греческую организацию общества. Однако рабовладель­ческие государства уступают по своей цивилизационной эффектив­ности феодальным и т.д., и т.п.

Нелинейность и второстепенность интеграционного процесса -характерная черта эволюции человечества вплоть до середины XX в. Обычно как только интеграционные объединения набирали силу, так между ними происходили военные столкновения (мировые, ре­гиональные и т.п. войны), в результате чего их интеграционный по­тенциал частично или полностью разрушался (распад Австро-венгерской империи, поражение «третьего рейха» и его союзников во второй мировой войне, распад СССР в результате его поражения в «холодной войне» и т.д.). И лишь к концу XX в. впервые в истории человечества возникают условия, когда интеграционный потенциал может быть использован во благо всему человечеству.

Таким образом, сама социальная дифференциация на каждом формационном отрезке опирается на все более мощные интеграци­онные синтезы. К концу XX в. в мире выделились три невиданных по своей мощи интеграционных объединения: западноевропейское, се­вероамериканское и юго-азиатское. На базе именно этих трех объе­динений происходит качественный сдвиг, связанный с общим пово­ротом человечества к единой цивилизации.

Третье состояние высшей из форм движущейся материи связано с принципиальной возможностью существования постклассовой не­антагонистической цивилизации, использующей все технологичес­кие и социальные завоевания человечества и обживающей все новые пространства Вселенной. Рассмотрение трех указанных состояний общества следует понимать в качестве непременных способов бытия социальной формы движения материи вообще, а не только на Земле. Вероятно, никаких других состояний общественной реальности не бывает. При этом стадиально-формационное развитие с наступлени­ем третьего цикла развития общественной реальности отнюдь не за­кончится и будет продолжаться в его (цикле) временных границах (подобно тому, как антагонистическое общество эволюционировало в рамках трех классово-формационных образований). Высокоразви­тая постклассовая цивилизация на первой стадии опирается, прежде всего, на интеграционную тенденцию, а затем, по всей видимости, должен наступить период известного равновесия последней с тен­денцией социальной дифференциации (эпоха так сказать «нового синкретизма»).

 

Подведем итоги. Они таковы:

  1. Механизм модификации общественной сущности и социально-при­родного существования человека представляет собой процесс эволюции цивилизации от синкретизма к социальной дифференциации и от него к интеграции. Таково общее направление развития ценностной реальности и ее атрибутов (деятельности и отношений) в контексте человеческой исто­рии.

  2. Периодическая смена социальной дифференциации интегративной тен­денцией, и наоборот, является той основой, на которой базируется циклич­ность общественного развития. Родовое общество, или первое состояние формационной реальности, совпадает с периодом относительного равнове­сия (симметрии) тенденций социальной дифференциации и интеграции, когда ни одна из них не доминирует над другой. Типичное классово-антаго­нистическое общество (рабовладельческое, феодальное и капиталистичес­кое), или второе состояние ценностной реальности, характеризуется явным доминированием тенденции социальной дифференциации. И лишь в период зрелого капитализма оно постепенно сменяется господством интеграцион­ной тенденции. Представляется, что постклассовая цивилизация, или третье состояние ценностной реальности, будет базироваться первоначально на новом равновесии социальной дифференциации и интеграции.

3.3. ВЛИЯНИЕ ТИПА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА НА ЭВОЛЮЦИЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Как известно, ныне лишь один из шести миллиардов жителей Земли, проживающий в наиболее развитых странах и регионах мира (так называемый «золотой миллиард») пользуется всеми достижени­ями современной цивилизации. Именно здесь осуществляется уже не необходимое, а избыточное потребление продуктов питания, анало­гично обстоит дело с расходованием электроэнергии и многих дру­гих ресурсов [19]. На противоположном полюсе миллиард людей, у которых отсутствуют минимально приемлемые условия существова­ния, ежедневно страдающих и умирающих от голода, нищеты и бо­лезней, лишенных самого необходимого. Еще 4 миллиарда человек находятся посередине между двумя крайними полюсами богатства и нищеты, которые отнюдь не сближаются, а все более удаляются друг от друга.

Чтобы понять, почему ситуация сложилась именно таким обра­зом, посмотрим, в чем наиболее различными оказались тенденции развития современных процветающих стран и менее удачливых реги­онов. Прогресс мировой цивилизации после ее старта от родо-племенного строя к классовому пошел в двух направлениях. Страны За­падной Европы, а позднее Австралия, Канада, США поэтапно со­здают благоприятную атмосферу для формирования классической рыночной экономики. Политическая деятельность, государство и прочее были поставлены на службу рынку. Так, рыночные отноше­ния внутри полисов, демократия, гражданское право, понятие сво­боды дали нам еще общества Древней Греции и Древнего Рима. По­добная экономическая и политическая структура общества сделала невыгодной убийство врага (ему здесь давали работу и жизнь) и при­вела к ограниченному использованию труда рабов. Рыночная ориен­тация развивалась настолько успешно, что ученые нередко характеризуют ее как «античный капитализм». Древняя Греция и Древний Рим оказались обществами с доминированием рыночных отноше­ний, развивающихся по своим законам [20].

В процессе формирования феодальных отношений в Европе гос­подствующей формой экономической организации стали раздаточ­ные хозяйства феодалов, церкви и государства. Тем не менее это об­щество не было однородным, поскольку феодализм как историчес­кая реальность представляет собой симбиоз двух существенно раз­личных общественных структур. Несколько чужеродным элементом этого общества были средневековые города, или особые экономики. Они оставались рыночными островками в огромном море внерыноч­ных, раздаточных отношений. «Капитализм» в этих городах был свое­образным миром в себе, отличающийся от всей окружающей его глобальной социальной и экономической обстановки, даже чуждый ей [20].

Капитализм в Европе стал распространяться тогда, когда города -эти резервуары рыночных отношений - стали наполняться, расши­ряться и выходить из своих пределов, заполняя раздаточное окружа­ющее пространство. К. Маркс и М. Вебер исходили из того, что капи­талистический рынок появился впервые около XVI в. По мнению же О. Бессоновой и других ученых, рыночные отношения существовали в Европе, едва ли не с самого начала ее экономической истории. Безусловно, они менялись, совершенствовались вместе с изменени­ями экономической жизни, технологии, усложнением связей. Но принципиально это был один и тот же тип отношений, который в сочетании с иными технологиями породил «капитализм». Логика развития собственного рынка сложно взаимодействует с раздаточ­ными отношениями. Как в древних рыночных, так и в современных западных обществах наблюдается такая закономерность: на подъеме экономика развивается практически без вмешательства государства во взаимоотношения агентов рынка, а в фазе спада необходимость выживания заставляет государство раздавать еду, работу и пособия. Очевидно, с помощью раздаточных отношений сглаживались пере­косы в рыночном развитии.

Второй путь характерен для тех стран и регионов, в которых эко­номика оказалась в гораздо большей степени ограниченной наличи­ем мощных государственно-политических структур, а собственно рыночные механизмы играли вспомогательную роль. Типичен в этом плане азиатский способ производства, который охватил собой более половины населения мира. Первоначально он возник в древнейших цивилизациях -Шумере, Египте, Китае. Данная модель развития тес­но связана с автаркией и тоталитаризмом, в определенной мере затруднявших функционирование экономики и порой создававших ей дополнительные препятствия для нормального развития. Впрочем, и эта модель общественной жизни нередко демонстрировала свою до­статочную экономическую и социальную эффективность.

Таким образом, исторически сложились две основные модели классового общества, которые в течение тысячелетий доказали свою необходимость и продуктивность. Но все же они не были полностью симметричны в плане их позитивного воздействия на развитие чело­века. Асимметрия заключалась в более благоприятном экономичес­ком и социальном воздействии рыночно-демократического типа по сравнению с внерыночно-автаркическим. Будучи первоначально срав­нительно бедными по сравнению с азиатскими деспотиями, страны Западной Европы первыми перешли к капиталистической форма­ции, превратив остальной мир в свои колониальные вотчины. Это в огромной степени способствовало росту экономической мощи за­падноевропейского капитализма и улучшению качества жизни его граждан. Весь же остальной мир оказался во многом обречен на зас­той, отсталость и нищету. Развитие западного мира всегда сопровож­далось огромными человеческими жертвоприношениями: речь идет не только об истреблении коренных народов в ходе колониальных завоеваний, но и внутренних войн в самой Европе. В XX столетии именно западноевропейский капитализм развязал две самые крова­вые войны в истории человечества. Не изменилась его природа и к концу многострадального тысячелетия, о чем свидетельствует воен­ная агрессия стран блока НАТО против Югославии (1999 год).

В современном мире наблюдается, как никогда раньше, мощная волна сближения и взаимопереплетения двух ранее относительно обособленных моделей общественного развития. Это, вообще гово­ря, неудивительно, ибо они никогда не были абсолютно противопо­ложными и несовместимыми друг с другом. Ведь рыночная экономи­ка не существует без опоры на рычаги государства, роль последнего обычно возрастает в период ее сбоя или спада. В то же время значение рыночных механизмов непременно усиливалось в рамках азиатского способа производства в период нарастания в нем дезинтеграционных процессов [20].

Во второй половине XX в. страны мира становятся на дорогу эко­номической и социально-политической интеграции, которая пред­полагает усиление государственного вмешательства в механизм рын­ка, экономического программирования и планирования (пример ЕС). Во всех странах Запада ныне существует планирование народного хозяйства, опорой чего является государственный сектор. Попытка интеграции была предпринята и бывшими странами социалистического лагеря. Однако антирыночный и замкнутый характер предопре­делили ее бесперспективность и неэффективность. В целом, неспо­собность этих стран войти в растущий мировой интеграционно-про­странственный континуум стала одной из главных объективных при­чин распада социалистического лагеря, СССР и других стран. Дело в том, что Советский союз к концу 80-х годов превратился в наиболее серьезное препятствие на пути усиливающегося воздействия глобаль­ной интегративной закономерности и был ею попросту сметен. В ре­зультате создались условия для реального осуществления конверген­ции Запада и Востока, что было в свое время предсказано знамени­тыми творцами соответствующей теории (П. Сорокиным, А. Сахаро­вым и др.).

В странах Восточной Европы проводятся ныне рыночно-демократические преобразования (правда, этот процесс весьма противоре­чив и далеко не везде приведет к положительному итогу). После по­трясений периода так называемой «культурной революции» в про­цесс рыночных преобразований включился и Китай с его более чем миллиардным населением. Тем самым наметилась тенденция интег­рации экономики всего мирового сообщества в структурно родствен­ный комплекс, а сближение двух моделей экономического и обще­ственного развития приняло уже не только государственные, регио­нальные (межгосударственные), но и глобальные очертания. Сказан­ное выше свидетельствует о несостоятельности стратегии тех поли­тических сил, которые внутри нашей страны и на международной арене ратуют за реализацию односторонней (рыночной или внеры­ночной) модели общественного развития.

Мировые интеграционные процессы, охватившие, в первую оче­редь, наиболее развитые страны и регионы планеты, выдвигают на первый план государство как орган, регулирующий взаимоотноше­ния своей страны с другими в новом, чрезвычайно сложном и пол­ном конфликтов интеграционном пространстве [21]. Поэтому все менее оправданным является абсолютизация способности общества клас­сического рыночного типа решить быстро усложняющиеся пробле­мы современного мира, которые настоятельно требуют введения в действие механизмов нерыночного плана. При этом не следует пони­мать нас таким образом, что принципы рыночной экономики себя исчерпали. Речь идет о другом, а именно о формировании общества, в котором рыночные отношения органически сочетались бы с веко­выми гуманистическими ценностями и смогли улучшить жизнь всего человечества, а не меньшей его части. В противном случае разруши­тельная энергия огромного большинства, находящегося в состоянии безысходности и нищеты, рано или поздно может взорвать цивилизацию изнутри и никакие полумеры не в состоянии изменить здесь ситуацию коренным образом.

Между тем, если благополучие страны мира все успешнее пово­рачивают на дорогу интеграции, то весьма обширные регионы пла­неты, напротив, оказались подвержены процессу дезинтеграции и распада (ряд стран третьего мира, бывшие СССР и Югославия). Эта тенденция с отрицательной социальной направленностью весьма опасна, ибо при дальнейшем своем развитии способна, в конечном счете, перевесить позитивные мировые процессы.

Какой из вариантов мировой социальной интеграции будет реализован на практике, будет зависеть от усилий всех сил мирового сообщества и создаст те конкретные условия, в которых придется жить человечеству в новом тысячелетии. Нынеш­нее время несет в себе как прогрессивные, обнадеживающие, так и негативные опасные тенденции. XXI в. может оказаться и веком сво­боды, постепенного расширения зоны, где созданы достойные чело­века условия жизни, и веком тотальной несвободы в ситуации пла­нетарного контроля над людьми со стороны одного или нескольких государств, осуществляемого при помощи новейших информацион­ных и иных технологий.

 

Подытожим сказанное.

  1. Историческое развитие цивилизации происходило двумя основными путями: на рыночно-демократической (западная модель) и внерыночно-тоталитарной основе (азиатская линия эволюции).

  2. Дальнейшее успешное развитие социума немыслимо без серьезных корректировок политического курса со стороны ведущих держав мира. Ориента­ция стран рыночной экономики на получение все большей прибыли, не учитывающая исчерпание многих энергетических и других ресурсов и при­водящая к обнищанию большинства населения мира, грозит всеобщей ка­тастрофой. В то же время история XX в. доказала невозможность успешного развития общества без опоры на механизм рынка. Поэтому перед мировым сообществом стоит нелегкая, но, думается, все же разрешимая задача гло­бального соединения принципов рыночной экономики с эффективным го­сударственным регулированием и требованиями социальной справедливос­ти

 

К содержанию

Далее

                                                                          Обсудить книгу на форуме

 

Hosted by uCoz