5. УЧЕНИЕ О ПЕРВИЧНОЙ СУБСТАНЦИИ

Первичная субстанция абсолютна и представляет собой движущу­юся материю (материальное движение). Почему, однако, для обо­значения этой абсолютной сущности избрано столь нетрадиционное словосочетание - «первичная субстанция», а не использовано тради­ционное для мировой философии понятие материальной субстан­ции? Дело заключается в необходимости соблюдения требований строгой логики, ибо одним из двух атрибутов первосубстанции ока­зывается материя. И если вместо понятия первосубстанции исполь­зовать более привычное словосочетание «материальная субстанция», то получится, что материя является атрибутом опять-таки матери­альной субстанции. Налицо недопустимый в логике круг одних и тех же понятий. Избежать тупиковую ситуацию позволяет введение кате­гории первичной субстанции. Следовательно, единство материи и движения образует совершенно новую категорию, требующую осо­бого изучения.

Атрибутами первичной субстанции выступают материя и движе­ние. 

На примере синтеза двух фундаментальных понятий теории мате­риализма и диалектики мы наблюдаем интеграцию двух важных ми­ровоззренческих понятий - материи и движения. В самом общем пла­не возможны три основных решения проблемы их взаимосвязи. Пер­вый связан с представлением о доминантном положении материи в окружающем нас мире и, соответственно, категории материи в фи­лософской теории. Весьма последовательно эта позиция проводилась в рамках метафизического механистического материализма, базиро­вавшегося на учении И. Ньютона. Движение в механике - это как бы второстепенное и несамостоятельное свойство материального мира, ибо оно носит круговой характер и ограничено механическими пе­ремещениями. Фактически субстанция сводится здесь к своему мате­риальному субстрату (инертному носителю). Это и привело, во-пер­вых, к отождествлению материи и субстанции, и, во-вторых, к по­ниманию материальной субстанции как абсолютной, неизменной и пассивной сущности. Отождествление субстанции с материальным носителем превращает ее в метафизически инертную материю, не способную ни к какому взаимодействию.

Несомненно, более гибкую и диалектическую позицию занимает в этом вопросе марксизм-ленинизм, однако полностью метафизи­ческий налет в решении данной проблемы так никогда и не был им преодолен. Ибо, начиная со времен «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса и до самого последнего времени, марксизм-ленинизм продолжал рас­сматривать движение в качестве атрибута, свойства и даже «формы» материи, т.е. как неравноправное, неравноценное по сравнению с материей начало.

Второй односторонний вариант решения принадлежит различным идеалистическим школам и направлениям. Последовательный идеа­лизм понимает субстанцию как «чистый» процесс, в результате чего она превращается в «движение ничто». Так, у Гегеля подлинной суб­станцией мира выступает фактически мистический абсолютный дух, который как бы приводит в движение косную материю, природу и общество.

Мы видим в материи атрибут первичной субстанции, ее реаль­ный субстрат, отличающийся объективностью существования. Вслед­ствие этого 

материю следует определить как объективный способ существования первосубстанции. 

Признак объективности означает существование материи вне и независимо от сознания субъекта. Вто­рым атрибутом первосубстанции является движение, которое в ис­тории философии определяли как процесс всеобщего (универсаль­ного) изменения или изменения вообще [6 - 8]. Эту изменяемость как наиболее характерную черту движения обозначим термином «процессуальность». В этом случае 

движение можно определить как процессуальный способ существования первосубстанции. 

Замена в данном определении понятия «изменение» понятием процессуальности обусловлена прежде всего языковой проблемой, ибо выраже­ние «движение -изменяемый способ бытия первосубстанции» зву­чит явно несимпатично и требует другого словесного эквивалента, которым и является термин «процессуальность». Материальный суб­страт характеризуется уровнями (уровнем организации, количеством разнообразия), тогда как процесс отличают темпы (интенсивность взаимодействий и отражений, повышающих или понижающих эти уровни) [9].

Сторонами основного диалектического противоречия первичной субстанции выступают симметрия и асимметрия. В науке симметрию чаще всего опреде­ляют как зеркальное отображение какого-либо предмета (вещи, свой­ства, связи). 

Оставим это определение в качестве рабочего. 

Асиммет­рия, с этой точки зрения, представляет собой большее или меньшее нарушение зеркальности отображения.

Симметрия - это такая особенность природы и общества, про ко­торую принято говорить, что она фундаментальна, охватывает все формы движения и организации материи. Как материя, так и движе­ние в равной мере симметрично-асимметричны. 

Симметрия материи заключается в абсолютном характере (несотворимости, неуничтожимости) ее существования, количественном и качественном сохранении массы и энергии. Симметрия движения проявляется в реальной возможности непрерывного перемещения тел в пространстве и времени, в абсолютности ряда ключевых его факторов (например, скорость света постоянна и равняется 300000 км/сек). Асимметрия материи видна прежде всего на примере крайне неравномерного распределения во Вселенной массы и энергии, по-видимому, редкого распространения высших форм движения мате­рии (социальной и биотической). Асимметрия движения проявляется уже в том, что даже такая его характеристика, какой выступает ско­рость света, обнаруживает колебания в зависимости от состояния данной материальной среды: наличия или отсутствия скопления боль­ших масс вещества и энергии.

Ни одна из целостных систем материального мира - неорганичес­кая, органическая или социально-организованная - не может отли­чаться в плане доминирования симметрии или, напротив, дисимметрии. Эти тенденции имеют, вероятно, равное значение для лю­бых его систем, видов и форм. Каждая из них есть диалектически противоречивое единство симметрии и асимметрии. Воззрения на природу, построенные с позиции либо признания доминирующего характера только симметрии, либо, напротив, дисимметрии следует квалифицировать как односторонние, поскольку мир представляет единство противоположностей, созидающих и одновременно нару­шающих симметрию [3, с. 13]. Другое дело, что каждая из систем живой природы может обладать специфическими формами симмет­рии и асимметрии.

Структурными компонентами первичной субстанции выступают 

мегамир (гигантские скопления вещества и энергии), макромир (это привычная реальность, в которой живет человек) и микромир (су­ществует в виде атомов, мельчайших частиц и т.д.). 

В завершение главы о первичной субстанции приведем схемати­ческое изображение ее с точки зрения логического алгоритма.

 

ПЕРВИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ

МАТЕРИЯ ДВИЖЕНИЕ

СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЯ

МЕГАМИР МАКРОМИР МИКРОМИР

К содержанию

Далее

Обсудить книгу на форуме

Hosted by uCoz