Первичная субстанция абсолютна и представляет собой движущуюся материю (материальное движение). Почему, однако, для обозначения этой абсолютной сущности избрано столь нетрадиционное словосочетание - «первичная субстанция», а не использовано традиционное для мировой философии понятие материальной субстанции? Дело заключается в необходимости соблюдения требований строгой логики, ибо одним из двух атрибутов первосубстанции оказывается материя. И если вместо понятия первосубстанции использовать более привычное словосочетание «материальная субстанция», то получится, что материя является атрибутом опять-таки материальной субстанции. Налицо недопустимый в логике круг одних и тех же понятий. Избежать тупиковую ситуацию позволяет введение категории первичной субстанции. Следовательно, единство материи и движения образует совершенно новую категорию, требующую особого изучения.
Атрибутами первичной субстанции выступают материя и движение.
На примере синтеза двух фундаментальных понятий теории материализма и диалектики мы наблюдаем интеграцию двух важных мировоззренческих понятий - материи и движения. В самом общем плане возможны три основных решения проблемы их взаимосвязи. Первый связан с представлением о доминантном положении материи в окружающем нас мире и, соответственно, категории материи в философской теории. Весьма последовательно эта позиция проводилась в рамках метафизического механистического материализма, базировавшегося на учении И. Ньютона. Движение в механике - это как бы второстепенное и несамостоятельное свойство материального мира, ибо оно носит круговой характер и ограничено механическими перемещениями. Фактически субстанция сводится здесь к своему материальному субстрату (инертному носителю). Это и привело, во-первых, к отождествлению материи и субстанции, и, во-вторых, к пониманию материальной субстанции как абсолютной, неизменной и пассивной сущности. Отождествление субстанции с материальным носителем превращает ее в метафизически инертную материю, не способную ни к какому взаимодействию.
Несомненно, более гибкую и диалектическую позицию занимает в этом вопросе марксизм-ленинизм, однако полностью метафизический налет в решении данной проблемы так никогда и не был им преодолен. Ибо, начиная со времен «Анти-Дюринга» Ф. Энгельса и до самого последнего времени, марксизм-ленинизм продолжал рассматривать движение в качестве атрибута, свойства и даже «формы» материи, т.е. как неравноправное, неравноценное по сравнению с материей начало.
Второй односторонний вариант решения принадлежит различным идеалистическим школам и направлениям. Последовательный идеализм понимает субстанцию как «чистый» процесс, в результате чего она превращается в «движение ничто». Так, у Гегеля подлинной субстанцией мира выступает фактически мистический абсолютный дух, который как бы приводит в движение косную материю, природу и общество.
Мы видим в материи атрибут первичной субстанции, ее реальный субстрат, отличающийся объективностью существования. Вследствие этого
материю следует определить как объективный способ существования первосубстанции.
Признак объективности означает существование материи вне и независимо от сознания субъекта. Вторым атрибутом первосубстанции является движение, которое в истории философии определяли как процесс всеобщего (универсального) изменения или изменения вообще [6 - 8]. Эту изменяемость как наиболее характерную черту движения обозначим термином «процессуальность». В этом случае
движение можно определить как процессуальный способ существования первосубстанции.
Замена в данном определении понятия «изменение» понятием процессуальности обусловлена прежде всего языковой проблемой, ибо выражение «движение -изменяемый способ бытия первосубстанции» звучит явно несимпатично и требует другого словесного эквивалента, которым и является термин «процессуальность». Материальный субстрат характеризуется уровнями (уровнем организации, количеством разнообразия), тогда как процесс отличают темпы (интенсивность взаимодействий и отражений, повышающих или понижающих эти уровни) [9].
Сторонами основного диалектического противоречия первичной субстанции выступают симметрия и асимметрия. В науке симметрию чаще всего определяют как зеркальное отображение какого-либо предмета (вещи, свойства, связи).
Оставим это определение в качестве рабочего.
Асимметрия, с этой точки зрения, представляет собой большее или меньшее нарушение зеркальности отображения.
Симметрия - это такая особенность природы и общества, про которую принято говорить, что она фундаментальна, охватывает все формы движения и организации материи. Как материя, так и движение в равной мере симметрично-асимметричны.
Симметрия материи заключается в абсолютном характере (несотворимости, неуничтожимости) ее существования, количественном и качественном сохранении массы и энергии. Симметрия движения проявляется в реальной возможности непрерывного перемещения тел в пространстве и времени, в абсолютности ряда ключевых его факторов (например, скорость света постоянна и равняется 300000 км/сек). Асимметрия материи видна прежде всего на примере крайне неравномерного распределения во Вселенной массы и энергии, по-видимому, редкого распространения высших форм движения материи (социальной и биотической). Асимметрия движения проявляется уже в том, что даже такая его характеристика, какой выступает скорость света, обнаруживает колебания в зависимости от состояния данной материальной среды: наличия или отсутствия скопления больших масс вещества и энергии.
Ни одна из целостных систем материального мира - неорганическая, органическая или социально-организованная - не может отличаться в плане доминирования симметрии или, напротив, дисимметрии. Эти тенденции имеют, вероятно, равное значение для любых его систем, видов и форм. Каждая из них есть диалектически противоречивое единство симметрии и асимметрии. Воззрения на природу, построенные с позиции либо признания доминирующего характера только симметрии, либо, напротив, дисимметрии следует квалифицировать как односторонние, поскольку мир представляет единство противоположностей, созидающих и одновременно нарушающих симметрию [3, с. 13]. Другое дело, что каждая из систем живой природы может обладать специфическими формами симметрии и асимметрии.
Структурными компонентами первичной субстанции выступают
мегамир (гигантские скопления вещества и энергии), макромир (это привычная реальность, в которой живет человек) и микромир (существует в виде атомов, мельчайших частиц и т.д.).
В завершение главы о первичной субстанции приведем схематическое изображение ее с точки зрения логического алгоритма.
ПЕРВИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ |
||
МАТЕРИЯ
|
СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЯ |
МЕГАМИР
|
К содержанию |