Отличительная черта психики - ее субъективный характер, заключающийся в индивидуализированном восприятии событий внешнего мира.
В своих низших формах оно сводится к чувствам удовольствия или неудовольствия (боли), влечению или отвращению, а у высокоорганизованных существ - это весьма развитый и многообразный спектр эмоций и чувств. Субъективность психики не следует понимать как нечто абсолютно противоположное и несовместимое с объективностью (в ощущениях организмов содержится немало объективного, от них не зависящего), но как ее принадлежность субъекту (человеку или животному). Следует также иметь в виду, что субъективное свойство живого организма, диалектически трансформируясь в объективный фактор для других живых организмов, превращается в естественную детерминанту их дальнейшего развития. Можно сказать и так: живые существа выступают друг для друга творцами чужой субъективности [1].
Признак субъективности, в первом приближении, шире понятия психического, ибо субъективными являются многие составные индивидуального и общественного сознания. Кроме того, свойство субъективности приобретают не только рефлективные, но и материально-предметные творения рук человека, если они способны в какой-то степени индивидуально реагировать на воздействия внешней среды. Типичны в этом плане разного рода автоматы (например роботы). Субъективность, следовательно, невозможно отождествлять полностью с психическими процессами.
Безусловно, в наибольшей степени признак субъективности отличает поведение отдельного человека. Характерные для него психические явления (эмоциональные, волевые и др.) находятся внутри и зависят от индивидуальности данной личности. Однако и применительно к более широкому общественному миру ничто не существует вне и абсолютно независимо от деятельности людей, их реальных отношений. В обществе наблюдается сложнейшее переплетение субъективного и объективного факторов. При этом момент объективности присущ не только материальной, но и духовной психической жизни людей. Специфика существования объективного в сфере психически-духовного особенно разносторонне исследована в рамках учения о познании, истине и заблуждении. Объективность связана здесь с существованием абсолютных и относительных истин, а также, в определенной степени, неизбежных для данного исторического времени заблуждений.
Присутствие в психической и духовной жизни животного и человека момента объективности, являющегося диалектической противоположностью субъективности и ограничивающего его действие, свидетельствует прежде всего о том, что в определенном ракурсе признак субъективности уже понятия психики. Совпадение (тождество) психического и субъективного имеет место лишь на уровне сущности, тогда как на уровне явления психическое выходит за рамки субъективности и включает в себя также некоторые объективные компоненты.
Следует, однако, подчеркнуть следующее. Все объективные требования внешней среды или внутренних нужд организма опосредованы психическими процессами и поэтому никогда не даны сами по себе, в чистом виде. Живое существо в предельном случае сохраняет возможность пренебречь требованиями объективной ситуации и поступить вопреки ей, даже если это приведет его к гибели. Кроме того, живые существа часто просто не могут выйти за рамки специальной (родовой или видовой) субъективности. Речь идет о том, что в случае неблагоприятных изменений во внешней среде (экологических нарушений природных ритмов и т.п.) животные не в состоянии приспособить свою миллионы лет формировавшуюся субъективность к новой (неблагоприятной для их субъективности) реальности, что приводит их к гибели.
К атрибутам психики целесообразно отнести код и сигнал.
Под кодом понимают весьма устойчивую систему знаков (символов), которая предназначена для передачи, переработки и хранения информации. Основной смысл кодирования заключается в операции отождествления символов, знаков одного кода с символами, знаками другого кода. Необходимость кодирования (перекодирования) информации обусловлена потребностью приспособления формы сообщения к данной системе, каналу связи. Психический (или духовный) образ существует только в форме определенного кода. Благодаря коду, текучее, динамическое содержание психического превращается в нечто относительно статичное и устойчивое, закрепляясь в виде нервно-физиологического субстрата. Преобразования последнего, сохраняющие вместе с тем данную информацию, представляют собой процессы ее перекодирования и декодирования.
Однажды возникнув, кодовое соответствие строго закрепляется и неуклонно воспроизводится до тех пор, пока осуществляемая им функция сохраняет значение для самоорганизующейся системы или же не получает другого, более эффективного кодового выражения. Ряд кодов специалисты рассматривают в качестве базисных, или «естественных», т.е. сохраняющих фундаментальное значение и неизменную форму на протяжении всей известной нам истории саморазвития биологических организмов (таков, в частности, генетический код, воплощенный в структуре молекулы ДНК). Они составляют основание отбора новообразуемых кодовых форм. Сложная самоорганизующаяся система (биологический организм) складывается как иерархия кодовых отношений, открытая, однако, для дальнейших внутренних преобразований и постоянно находящаяся в состоянии совершенствования.
«Естественный» код есть внутренний элемент самоорганизующейся системы. Информация, которую несет собственный код данного организма, дана ему непосредственно, она «понятна» и не требует никакой операции декодирования, т.е. расшифровки. Так, код на выходе сетчатки глаза сразу же доступен пониманию тех мозговых структур, которым он адресован. Напротив, «чуждый» для организма код несет информацию, которая ему непосредственно недоступна. Здесь необходима операция декодирования, т.е. специальная операция по расшифровке кода. Она состоит в перекодировании, или в переводе «чуждого» кода в «естественный». После нахождения и закрепления способа такого преобразования «чуждый» код трансформируется в «естественный», что знаменует акт развития данной самоорганизующейся системы [7].
Таким образом, преобразование, кодирование и перекодирование физиологических процессов и состояний, имеющих материально-объективный характер, в психические субъективно-идеальные (внутренне переживаемые) процессы и состояния происходит на основе работы нейродинамического аппарата и дает возможность человеку и животному в доступных им формах осваивать содержание явлений действительности. Наличие в механизмах психики и сознания всех живых организмов ряда устойчивых свойств (кода, языка) делает возможной как биологическую, так и общественную жизнь. Органическая и социальная жизнь предполагает существование примерно одинаковых биологических механизмов анализа сигналов и информации обобщенных образований. Именно на этой основе развивается способность к формированию в психике и мозге каждого индивидуума ряда более или менее однозначных для всего сообщества образов, представлений и понятий, а также способности к коммуникации. Человек и животное с высокоразвитой психикой в виде нервных кодов как бы вносит в себя (в свою нервную систему, в мозг) зашифрованную модель внешнего мира, или, иначе, внешний мир как бы перемещается внутрь субъекта в виде чувственной его копии - матрицы нервных импульсов. Только по этой копии человек или животное способны ориентироваться во внешнем мире, приспосабливаться к внешней среде. Одновременно происходит оценка состояния самого организма, что достигается благодаря построению в нервной системе и мозгу субъективно-идеальной копии самого себя - внутренней среды и самого тела [8, с. 26, 29].
Носителем информации в целом служит либо нервная система живого организма, либо искусственное орудие человеческого мозга, т.е. различные технические системы, способные к преобразованию сигналов. Сигнал - второй атрибут психики и его правомерно исследовать в качестве массовидной клеточки любого психического акта. Данное представление вполне соответствует развиваемой учеными концепции сигнала как отображения самоорганизующейся системой внешнего объекта и отображение ею самой себя. Это отображение и составляет содержание сигнала (информации).
Для животных сигналами различных безусловных реакций (пищевых, оборонительных, ориентировочных) служат многообразные факторы внешней среды и ее свойства. Биологическое значение естественно-природной сигнализации трудно переоценить. Благодаря ей, несравненно расширяются возможности более успешного приспособления живых существ к окружающей их среде и активного воздействия на нее. В сигналах содержится информация, которая предупреждает живые существа о предстоящих изменениях в среде и требует адекватных подготовительных реакций на вероятные изменения. Общественная жизнь предполагает самое широкое применение условной сигнализации одних явлений другими. Сигналами для человека выступают в первую очередь не столько конкретные факторы внешней среды, сколько слова, что придаст сигнальной деятельности условный, конвенциональный и даже произвольный характер. Однако указанные признаки все же относительны, поскольку здесь действует общее правило: чем теснее связь сигнальной деятельности с реальными объектами, тем успешнее и эффективнее выполняет она свою сигнальную функцию [11, с. 38-39]
Общий признак кода и сигнала - субъективность. Если рассмотреть такой естественный код, каким является ДНК, то его субъективность обнаруживается уже в том, что он «задает» людям весьма разную продолжительность жизни, характер, темперамент, способности и т.д. Даже однояйцевые близнецы отличаются по этим и другим характеристикам. Кроме того, в процессе жизни человек может как «испортить» изначально великолепный генетический код (в результате радиационного облучения и т.п.), так и «улучшить» его (хрестоматиен здесь пример полководца А. Суворова, от рождения обладавшего слабым здоровьем). Субъективность сигнала может быть рассмотрена на примере болевого ощущения. Одно и то же ощущение боли разные люди переносят по-разному. И даже один и тот же человек легче, скажем, переносит зубную боль утром, чем вечером.
Код и сигнал осуществляют свертывание (хранение) и развертывание (передачу) информации. Однако в кодовой жизнедеятельности все же свертывание информации преобладает над ее развертыванием, напротив, сигнальная деятельность связана, по преимуществу, с развертыванием (передачей) информации.
Для характеристики сторон основного диалектического противоречия психики используем понятия эфферентности и афферентности.
Под эфферентностью будем подразумевать, по преимуществу, информацию о происходящих в живом существе внутренних процессах. Напротив, афферентные импульсы - это информация, которая приходит к организму извне.
Сам субстрат психики - нервная система - анатомически расположен и устроен так, чтобы иметь прямой доступ и выход как на внутренние органы, так и на внешнюю среду, соединять их, управляя органами движения. В частности, на периферии тела животных и человека, во внутренних органах и тканях клетки своими аксонами подходят к рецепторам (это миниатюрные органические устройства, предназначенные для восприятия различных видов энергии - механической, электромагнитной, химической и др. - и преобразования ее в энергию нервных импульсов). Все структуры организма, внешние и внутренние, пронизаны массой разнообразных рецепторов.
Афферентные импульсы поступают в кору головного мозга в основном через систему специфических ядер (скопления нервных клеток) таламуса, волокна которого заканчиваются в так называемых первичных проекционных зонах коры головного мозга, представляющих конечные корковые структуры анализаторов. Анализатор поэтому выступает как сложная афферентно-эфферентная система. Говоря об анализаторах, ученые указывают на следующие два обстоятельства. Во-первых, анализатор производит не только анализ (разложение), но и синтез (соединение) раздражителей. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека или животного. Многие раздражители они воспринимают, перерабатывают и даже реагируют на них, но не осознают [6, с. 34].
В психической деятельности любого организма эфферентные и афферентные импульсы постоянно сталкиваются, взаимопереплета-ются и взаимопереходят друг в друга. При этом полярные стороны психики могут находиться либо в состоянии известного равновесия, либо доминирования одной из сторон.
Как известно, психическая деятельность представляет собой прежде всего активную внутреннюю работу по формированию схемы поведения. Эта работа во многом стимулируется, направляется и корректируется реальным контактом с внешней средой. Без постоянного взаимодействия с окружающим миром никакая эффективная психическая деятельность невозможна. Однако нельзя понять психические механизмы отражения и его результаты (они получают свое выражение в конкретных актах поведения), ограничиваясь только рассмотрением внешних параметров воздействия на живое существо. Чем выше на эволюционной лестнице стоит живое существо, тем в большей степени опосредствуется эффект воздействия на него внешних факторов внутренними причинами, тем больше степеней свободы имеет это существо в построении и осуществлении своих действий по отношению к окружающей ситуации. Психическая деятельность - это сложное диалектическое переплетение и столкновение противоположностей - воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа при построении им адекватной схемы ситуации. Ориентировочная деятельность по обследованию объективной ситуации является той основой, на которой возникает и существует психический образ. Образ как результат активной психической деятельности строится благодаря установлению живым существом новых для него связей между явлениями внешнего мира [14].
Типичное противоречие между эфферентностью и афферентностью представляет собой рефлекс, свойственный всем живым организмам. По словам А.А. Ухтомского, рефлекс служит примером встречи «во времени двух условий: с одной стороны, деятельности, заготовленной или сложившейся в самом субстрате (клетке) за предыдущую его историю, а с другой стороны, внешних импульсов текущего момента» [15]. По мере усложнения живых организмов возникает, развивается и совершенствуется механизм осуществления обратной афферентации (обратной связи), который призван сигнализировать о результатах психической активности и степени его полезности, о достижении или недостижении запрограммированного результата.
К структуре психики целесообразно отнести три основных ее компонента. Первый назовем нуклеарно-нейронным, второй -безусловно-рефлекторным и третий - условно-рефлекторным.
Нуклеарно-нейронная организация психики наиболее элементарна, ее физиологическим субстратом выступают отдельные нервные клетки, впервые появившиеся у простейших многоклеточных организмов.
У растений, вирусов и простейших одноклеточных животных существует еще допсихическое отражение действительности (раздражимость). Психики, даже зачаточной, здесь еще нет. Нуклеарно-нейронная психика простейших многоклеточных носит синкретический (недифференцированный) характер. Хотя порой и удается выработать у этих организмов условный рефлекс, но их поведение в общем носит достаточно автоматический характер. Однако уже простейшая психика представляет сигнально-кодовую деятельность, позволяющую опережать воздействия благоприятных или неблагоприятных событий. С появлением элементарной психики организм получает возможность заблаговременно подготовиться к будущим событиям.
Вторым структурным компонентом психики выступает безусловно-рефлекторная инстинктивная деятельность.
Живой организм заранее «знает», как ему реагировать на привычную ситуацию. Инстинктивный уровень присущ многим существам (от насекомых до млекопитающих и человека). Как справедливо отметил С.Н. Трубецкой, умственные операции, из которых вытекает инстинкт, мало или даже совершенно независимы от индивидуального сознания. Последнее, как правило, не может ни вызывать, ни задерживать их. Безусловно-рефлекторная деятельность живых существ имеет мало (или не имеет совсем) личностного, передаваясь в неизменном виде от поколения к поколению. Инстинкт в высокой степени носит наследственный характер и видоизменяется столь медленно, что кажется неизменным. Вместе с тем инстинктивное поведение «не может быть абсолютно бессознательным», непсихическим фактором, что и дает основание для отнесения его к системе психики [16].
«Инстинкт не есть разум, даже в эмбриональном его значении, -он ограничен чисто жизненными функциями, - пишет С.А. Левицкий. - Но, тем не менее, инстинкт «разумен», т.е. какими-то неведомыми нам путями, он хоть частично «имманентен» бытию. Одаренные инстинктом существа, конечно, неспособны к рефлексии, но им открыто то, что им нужно знать, чтобы сохранить свой род» [17].
Однако даже для организмов, не обладающих мозгом, одних лишь безусловных рефлексов для их успешной жизнедеятельности оказывается недостаточно. Последние способны сохранить целостность организма в условиях неизменяемой среды, тогда как эта среда постоянно обновляется. Данная ситуация обусловила необходимость в появлении третьего структурного компонента психики, связанного с функционированием условных рефлексов.
Благодаря условно-рефлекторной деятельности, достигается тончайшая приспособляемость организма к разнообразным и изменчивым параметрам внутренней и особенно внешней среды. Основной признак истинного условного рефлекса ученые видят в самовосстановлении, наступающем через несколько десятков минут или часов после угашения. Характерным для условного рефлекса они считают также его стабильность, сохранение в течение многих недель у низших позвоночных и до нескольких лет, а может быть, и на всю жизнь у человека и высших животных [18].
Чем сложнее живой организм, тем он более способен к сложному и разнообразному поведению и тем сложнее его условно-рефлекторная психическая активность.
Общая схема алгоритмического изложения категории психики выглядит, следовательно, так.
ПСИХИКА |
||
КОД |
ЭФФЕРЕНТНОСТЬ |
НУКЛЕАРНО
-
НЕЙРОННАЯ БЕЗУСЛОВНО
- РЕФЛЕКТОРНАЯ |
К содержанию |