9. КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИКИ

Отличительная черта психики - ее субъективный характер, зак­лючающийся в индивидуализированном восприятии событий внеш­него мира. 

В своих низших формах оно сводится к чувствам удоволь­ствия или неудовольствия (боли), влечению или отвращению, а у высокоорганизованных существ - это весьма развитый и многооб­разный спектр эмоций и чувств. Субъективность психики не следует понимать как нечто абсолютно противоположное и несовместимое с объективностью (в ощущениях организмов содержится немало объек­тивного, от них не зависящего), но как ее принадлежность субъекту (человеку или животному). Следует также иметь в виду, что субъек­тивное свойство живого организма, диалектически трансформиру­ясь в объективный фактор для других живых организмов, превраща­ется в естественную детерминанту их дальнейшего развития. Можно сказать и так: живые существа выступают друг для друга творцами чужой субъективности [1].

Признак субъективности, в первом приближении, шире понятия психического, ибо субъективными являются многие составные ин­дивидуального и общественного сознания. Кроме того, свойство субъективности приобретают не только рефлективные, но и матери­ально-предметные творения рук человека, если они способны в какой-то степени индивидуально реагировать на воздействия внешней среды. Типичны в этом плане разного рода автоматы (например ро­боты). Субъективность, следовательно, невозможно отождествлять полностью с психическими процессами.

Безусловно, в наибольшей степени признак субъективности от­личает поведение отдельного человека. Характерные для него психи­ческие явления (эмоциональные, волевые и др.) находятся внутри и зависят от индивидуальности данной личности. Однако и примени­тельно к более широкому общественному миру ничто не существует вне и абсолютно независимо от деятельности людей, их реальных отношений. В обществе наблюдается сложнейшее переплетение субъек­тивного и объективного факторов. При этом момент объективности присущ не только материальной, но и духовной психической жизни людей. Специфика существования объективного в сфере психичес­ки-духовного особенно разносторонне исследована в рамках учения о познании, истине и заблуждении. Объективность связана здесь с существованием абсолютных и относительных истин, а также, в оп­ределенной степени, неизбежных для данного исторического време­ни заблуждений.

Присутствие в психической и духовной жизни животного и чело­века момента объективности, являющегося диалектической проти­воположностью субъективности и ограничивающего его действие, свидетельствует прежде всего о том, что в определенном ракурсе признак субъективности уже понятия психики. Совпадение (тожде­ство) психического и субъективного имеет место лишь на уровне сущности, тогда как на уровне явления психическое выходит за рам­ки субъективности и включает в себя также некоторые объективные компоненты.

Следует, однако, подчеркнуть следующее. Все объективные требования внешней среды или внутренних нужд организма опосредо­ваны психическими процессами и поэтому никогда не даны сами по себе, в чистом виде. Живое существо в предельном случае сохраняет возможность пренебречь требованиями объективной ситуации и по­ступить вопреки ей, даже если это приведет его к гибели. Кроме того, живые существа часто просто не могут выйти за рамки специальной (родовой или видовой) субъективности. Речь идет о том, что в случае неблагоприятных изменений во внешней среде (экологических нару­шений природных ритмов и т.п.) животные не в состоянии приспо­собить свою миллионы лет формировавшуюся субъективность к но­вой (неблагоприятной для их субъективности) реальности, что при­водит их к гибели. 

К атрибутам психики целесообразно отнести код и сигнал.

Под кодом понимают весьма устойчивую систему знаков (симво­лов), которая предназначена для передачи, переработки и хранения информации. Основной смысл кодирования заключается в операции отождествления символов, знаков одного кода с символами, знака­ми другого кода. Необходимость кодирования (перекодирования) информации обусловлена потребностью приспособления формы со­общения к данной системе, каналу связи. Психический (или духов­ный) образ существует только в форме определенного кода. Благода­ря коду, текучее, динамическое содержание психического превра­щается в нечто относительно статичное и устойчивое, закрепляясь в виде нервно-физиологического субстрата. Преобразования последнего, сохраняющие вместе с тем данную информацию, представляют со­бой процессы ее перекодирования и декодирования.

Однажды возникнув, кодовое соответствие строго закрепляется и неуклонно воспроизводится до тех пор, пока осуществляемая им функция сохраняет значение для самоорганизующейся системы или же не получает другого, более эффективного кодового выражения. Ряд кодов специалисты рассматривают в качестве базисных, или «ес­тественных», т.е. сохраняющих фундаментальное значение и неизменную форму на протяжении всей известной нам истории самораз­вития биологических организмов (таков, в частности, генетический код, воплощенный в структуре молекулы ДНК). Они составляют ос­нование отбора новообразуемых кодовых форм. Сложная самоорга­низующаяся система (биологический организм) складывается как иерархия кодовых отношений, открытая, однако, для дальнейших внутренних преобразований и постоянно находящаяся в состоянии совершенствования.

«Естественный» код есть внутренний элемент самоорганизующейся системы. Информация, которую несет собственный код данного орга­низма, дана ему непосредственно, она «понятна» и не требует ника­кой операции декодирования, т.е. расшифровки. Так, код на выходе сетчатки глаза сразу же доступен пониманию тех мозговых структур, которым он адресован. Напротив, «чуждый» для организма код несет информацию, которая ему непосредственно недоступна. Здесь необ­ходима операция декодирования, т.е. специальная операция по рас­шифровке кода. Она состоит в перекодировании, или в переводе «чуж­дого» кода в «естественный». После нахождения и закрепления спо­соба такого преобразования «чуждый» код трансформируется в «ес­тественный», что знаменует акт развития данной самоорганизую­щейся системы [7].

Таким образом, преобразование, кодирование и перекодирова­ние физиологических процессов и состояний, имеющих материаль­но-объективный характер, в психические субъективно-идеальные (внутренне переживаемые) процессы и состояния происходит на основе работы нейродинамического аппарата и дает возможность человеку и животному в доступных им формах осваивать содержание явлений действительности. Наличие в механизмах психики и созна­ния всех живых организмов ряда устойчивых свойств (кода, языка) делает возможной как биологическую, так и общественную жизнь. Органическая и социальная жизнь предполагает существование при­мерно одинаковых биологических механизмов анализа сигналов и информации обобщенных образований. Именно на этой основе раз­вивается способность к формированию в психике и мозге каждого индивидуума ряда более или менее однозначных для всего сообще­ства образов, представлений и понятий, а также способности к коммуникации. Человек и животное с высокоразвитой психикой в виде нервных кодов как бы вносит в себя (в свою нервную систему, в мозг) зашифрованную модель внешнего мира, или, иначе, внешний мир как бы перемещается внутрь субъекта в виде чувственной его копии - матрицы нервных импульсов. Только по этой копии человек или животное способны ориентироваться во внешнем мире, при­спосабливаться к внешней среде. Одновременно происходит оценка состояния самого организма, что достигается благодаря построению в нервной системе и мозгу субъективно-идеальной копии самого себя - внутренней среды и самого тела [8, с. 26, 29].

Носителем информации в целом служит либо нервная система живого организма, либо искусственное орудие человеческого мозга, т.е. различные технические системы, способные к преобразованию сигналов. Сигнал - второй атрибут психики и его правомерно иссле­довать в качестве массовидной клеточки любого психического акта. Данное представление вполне соответствует развиваемой учеными концепции сигнала как отображения самоорганизующейся системой внешнего объекта и отображение ею самой себя. Это отображение и составляет содержание сигнала (информации).

Для животных сигналами различных безусловных реакций (пищевых, оборонительных, ориентировочных) служат многообразные факторы внешней среды и ее свойства. Биологическое значение есте­ственно-природной сигнализации трудно переоценить. Благодаря ей, несравненно расширяются возможности более успешного приспо­собления живых существ к окружающей их среде и активного воз­действия на нее. В сигналах содержится информация, которая пре­дупреждает живые существа о предстоящих изменениях в среде и требует адекватных подготовительных реакций на вероятные изме­нения. Общественная жизнь предполагает самое широкое примене­ние условной сигнализации одних явлений другими. Сигналами для человека выступают в первую очередь не столько конкретные факто­ры внешней среды, сколько слова, что придаст сигнальной деятель­ности условный, конвенциональный и даже произвольный характер. Однако указанные признаки все же относительны, поскольку здесь действует общее правило: чем теснее связь сигнальной деятельности с реальными объектами, тем успешнее и эффективнее выполняет она свою сигнальную функцию [11, с. 38-39]

Общий признак кода и сигнала - субъективность. Если рассмот­реть такой естественный код, каким является ДНК, то его субъек­тивность обнаруживается уже в том, что он «задает» людям весьма разную продолжительность жизни, характер, темперамент, способ­ности и т.д. Даже однояйцевые близнецы отличаются по этим и дру­гим характеристикам. Кроме того, в процессе жизни человек может как «испортить» изначально великолепный генетический код (в ре­зультате радиационного облучения и т.п.), так и «улучшить» его (хре­стоматиен здесь пример полководца А. Суворова, от рождения обла­давшего слабым здоровьем). Субъективность сигнала может быть рас­смотрена на примере болевого ощущения. Одно и то же ощущение боли разные люди переносят по-разному. И даже один и тот же чело­век легче, скажем, переносит зубную боль утром, чем вечером.

Код и сигнал осуществляют свертывание (хранение) и разверты­вание (передачу) информации. Однако в кодовой жизнедеятельнос­ти все же свертывание информации преобладает над ее развертыва­нием, напротив, сигнальная деятельность связана, по преимуще­ству, с развертыванием (передачей) информации.

Для характеристики сторон основного диалектического противо­речия психики используем понятия эфферентности и афферентности. 

Под эфферентностью будем подразумевать, по преимуществу, информацию о происходящих в живом существе внутренних процес­сах. Напротив, афферентные импульсы - это информация, которая приходит к организму извне. 

Сам субстрат психики - нервная систе­ма - анатомически расположен и устроен так, чтобы иметь прямой доступ и выход как на внутренние органы, так и на внешнюю среду, соединять их, управляя органами движения. В частности, на перифе­рии тела животных и человека, во внутренних органах и тканях клет­ки своими аксонами подходят к рецепторам (это миниатюрные орга­нические устройства, предназначенные для восприятия различных видов энергии - механической, электромагнитной, химической и др. - и преобразования ее в энергию нервных импульсов). Все структуры организма, внешние и внутренние, пронизаны массой разнообраз­ных рецепторов.

Афферентные импульсы поступают в кору головного мозга в ос­новном через систему специфических ядер (скопления нервных кле­ток) таламуса, волокна которого заканчиваются в так называемых первичных проекционных зонах коры головного мозга, представля­ющих конечные корковые структуры анализаторов. Анализатор по­этому выступает как сложная афферентно-эфферентная система. Го­воря об анализаторах, ученые указывают на следующие два обстоя­тельства. Во-первых, анализатор производит не только анализ (раз­ложение), но и синтез (соединение) раздражителей. Во-вторых, ана­лиз и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека или животного. Многие раздражите­ли они воспринимают, перерабатывают и даже реагируют на них, но не осознают [6, с. 34].

В психической деятельности любого организма эфферентные и афферентные импульсы постоянно сталкиваются, взаимопереплета-ются и взаимопереходят друг в друга. При этом полярные стороны психики могут находиться либо в состоянии известного равновесия, либо доминирования одной из сторон.

Как известно, психическая деятельность представляет собой прежде всего активную внутреннюю работу по формированию схемы пове­дения. Эта работа во многом стимулируется, направляется и коррек­тируется реальным контактом с внешней средой. Без постоянного взаимодействия с окружающим миром никакая эффективная психи­ческая деятельность невозможна. Однако нельзя понять психические механизмы отражения и его результаты (они получают свое выраже­ние в конкретных актах поведения), ограничиваясь только рассмот­рением внешних параметров воздействия на живое существо. Чем выше на эволюционной лестнице стоит живое существо, тем в большей степени опосредствуется эффект воздействия на него внешних фак­торов внутренними причинами, тем больше степеней свободы имеет это существо в построении и осуществлении своих действий по от­ношению к окружающей ситуации. Психическая деятельность - это сложное диалектическое переплетение и столкновение противопо­ложностей - воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа при построении им адекватной схемы ситуации. Ориентировочная деятельность по об­следованию объективной ситуации является той основой, на кото­рой возникает и существует психический образ. Образ как результат активной психической деятельности строится благодаря установлению живым существом новых для него связей между явлениями внеш­него мира [14].

Типичное противоречие между эфферентностью и афферентностью представляет собой рефлекс, свойственный всем живым орга­низмам. По словам А.А. Ухтомского, рефлекс служит примером встречи «во времени двух условий: с одной стороны, деятельности, заготов­ленной или сложившейся в самом субстрате (клетке) за предыду­щую его историю, а с другой стороны, внешних импульсов текуще­го момента» [15]. По мере усложнения живых организмов возникает, развивается и совершенствуется механизм осуществления обратной афферентации (обратной связи), который призван сигнализировать о результатах психической активности и степени его полезности, о достижении или недостижении запрограммированного результата.

К структуре психики целесообразно отнести три основных ее ком­понента. Первый назовем нуклеарно-нейронным, второй -безуслов­но-рефлекторным и третий - условно-рефлекторным.

Нуклеарно-нейронная организация психики наиболее элементар­на, ее физиологическим субстратом выступают отдельные нервные клетки, впервые появившиеся у простейших многоклеточных орга­низмов. 

У растений, вирусов и простейших одноклеточных животных существует еще допсихическое отражение действительности (раздра­жимость). Психики, даже зачаточной, здесь еще нет. Нуклеарно-ней­ронная психика простейших многоклеточных носит синкретический (недифференцированный) характер. Хотя порой и удается вырабо­тать у этих организмов условный рефлекс, но их поведение в общем носит достаточно автоматический характер. Однако уже простейшая психика представляет сигнально-кодовую деятельность, позволяю­щую опережать воздействия благоприятных или неблагоприятных событий. С появлением элементарной психики организм получает возможность заблаговременно подготовиться к будущим событиям.

Вторым структурным компонентом психики выступает безуслов­но-рефлекторная инстинктивная деятельность. 

Живой организм за­ранее «знает», как ему реагировать на привычную ситуацию. Инстин­ктивный уровень присущ многим существам (от насекомых до мле­копитающих и человека). Как справедливо отметил С.Н. Трубецкой, умственные операции, из которых вытекает инстинкт, мало или даже совершенно независимы от индивидуального сознания. Последнее, как правило, не может ни вызывать, ни задерживать их. Безусловно-рефлекторная деятельность живых существ имеет мало (или не имеет совсем) личностного, передаваясь в неизменном виде от поколения к поколению. Инстинкт в высокой степени носит наследственный характер и видоизменяется столь медленно, что кажется неизмен­ным. Вместе с тем инстинктивное поведение «не может быть абсо­лютно бессознательным», непсихическим фактором, что и дает ос­нование для отнесения его к системе психики [16].

«Инстинкт не есть разум, даже в эмбриональном его значении, -он ограничен чисто жизненными функциями, - пишет С.А. Левицкий. - Но, тем не менее, инстинкт «разумен», т.е. какими-то неведомыми нам путями, он хоть частично «имманентен» бытию. Одаренные ин­стинктом существа, конечно, неспособны к рефлексии, но им от­крыто то, что им нужно знать, чтобы сохранить свой род» [17].

Однако даже для организмов, не обладающих мозгом, одних лишь безусловных рефлексов для их успешной жизнедеятельности оказы­вается недостаточно. Последние способны сохранить целостность орга­низма в условиях неизменяемой среды, тогда как эта среда постоян­но обновляется. Данная ситуация обусловила необходимость в появ­лении третьего структурного компонента психики, связанного с функционированием условных рефлексов. 

Благодаря условно-рефлек­торной деятельности, достигается тончайшая приспособляемость организма к разнообразным и изменчивым параметрам внутренней и особенно внешней среды. Основной признак истинного условного рефлекса ученые видят в самовосстановлении, наступающем через несколько десятков минут или часов после угашения. Характерным для условного рефлекса они считают также его стабильность, сохра­нение в течение многих недель у низших позвоночных и до несколь­ких лет, а может быть, и на всю жизнь у человека и высших живот­ных [18]. 

Чем сложнее живой организм, тем он более способен к сложному и разнообразному поведению и тем сложнее его условно-рефлекторная психическая активность.

Общая схема алгоритмического изложения категории психики выглядит, следовательно, так.

ПСИХИКА

КОД

СИГНАЛ

ЭФФЕРЕНТНОСТЬ

АФФЕРЕНТНОСТЬ

НУКЛЕАРНО - НЕЙРОННАЯ

БЕЗУСЛОВНО - РЕФЛЕКТОРНАЯ

УСЛОВНО - РЕФЛЕКТОРНАЯ

К содержанию

Далее

Обсудить книгу на форуме

Hosted by uCoz