Отличительный признак субъекта - эмоциональность. Данное основное качество в равной мере присуще атрибутам субъекта - рассудку и воле.
Рассудок в качестве реального явления неразрывно связан и принадлежит субъекту любого уровня. Рассудок есть способность субъекта к формированию образов окружающей его действительности. Эта способность является одновременно отражательной и конструирующей. Рассудок обнаруживает себя в рационально-логическом интеллекте и интуитивно-иррациональной деятельности человека. Деятельность рассудка заключается в формировании понятий, суждений и умозаключений.
В рассудке способность к опережающему отражению действительности достигает своей предельной величины. Неуклонно растет его могущество и возможность прогнозировать ход природных и общественных событий на все более длительные сроки. Происходит процесс становления относительно автономного искусственного рассудка или, в известном смысле, искусственного интеллекта.
Воля - второй способ бытия субъекта. Субъект, не обладающий волей, не существует в природе. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать объект в фокусе сознания и деятельности, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.
Отнюдь не решенной задачей науки и философии является установление сущности феномена воли. В различных справочных изданиях, учебных пособиях и т.д., как правило, мы находим лишь описание проявлений воли, но не анализ самой ее сущности.
По-видимому, воля в качестве атрибута представляет собой способность субъекта к созданию доминанты в мышлении и действии.
Способность доминировать не следует понимать в узко-психологическом плане. Доминирование предполагает как придание особой значимости определенной ценности, мотиву, так и направлению деятельности (в том числе на макро- и мегауровне). Именно доминирование, рассмотренное в достаточно широком контексте, скорее всего, и является специфической (уникальной) чертой феномена воли. Отношения доминирования проявляются и в необходимости придания одному из мотивов деятельности преимущественного значения, и в выделении круга людей в рамках данного социума, влияние которых на всю его жизнь оказывается решающим, и других аналогичных явлениях.
К сторонам основного противоречия субъекта следует, вероятно, отнести авторитет вместе с его социальным антиподом, т. е. контравторитетом. В отечественных справочных изданиях авторитет, как правило, определяют в качестве формы дисциплины, способа регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группа лиц, организации [3, с. 10; 5]. В приведенной дефиниции, прежде всего, отметим три ключевых момента. Во-первых, бросается в глаза отсутствие четкой квалификации предметной области авторитета. Во-вторых, отсутствует указание на сущность авторитета как формы дисциплины, способа регулирования и направления деятельности людей. Ведь эти «формы» и «способы» могут быть самыми различными и не обязательно связанными соотношениями авторитета (дисциплина грубого, силового принуждения и т. п.). В-третьих, приведенные характеристики гносеологичны и в таком виде не могут быть стороной противоречия каких-либо социальных процессов или явлений.
Между тем сущность авторитета невозможно определить дезаксиологически. Аксиологический же подход к данному явлению заключается в рассмотрении авторитета и контравторитета в качестве двух диалектически противоречивых сторон субъекта любого (микро-, макро- или мега) уровня. В этом случае авторитет и контравторитет следует определить через ближайшие и одновременно более общие социальные противоречия. И тогда логически достоверные определения будут выглядеть так:
авторитет есть культурный субъект; напротив, контравторитет есть субъект контркультуры.
Авторитет складывается в системе межсубъектных связей и представляет собой признание за отдельной личностью, общностью или социумом право принимать общественно значимые для всех остальных людей решения. Как справедливо заметил Э. Фромм, «...проблема власти авторитета поистине ключевая для нашего понимания человеческих отношений в обществе любого типа...» [6].
Отношения по поводу авторитета противоречивы, поскольку даже одни и те же субъекты могут быть как лидерами, так и контравторитетами для различных социальных групп и слоев населения. При этой порой складывается ситуация, когда контрлидер-авторитет для многих людей и социальных групп, даже если некоторые из них относятся к нему отрицательно. Впрочем, данная ситуация свидетельствует скорее об отсутствии абсолютных граней между лидером и контрлидером, авторитетом и контравторитетом.
Таким образом, наряду с авторитетным волением, бывает воля прямо противоположная по своей социальной значимости и направленности. И если авторитетная воля - признак социально-положительный, то контравторитет есть признак отрицательный. Безусловно, оба этих понятия находятся в соотносительной и притом диалектической взаимосвязи. Нередко один и тот же субъект сочетает в себе противоположные черты. Характерна в данном плане деятельность М. Тэтчер. С одной стороны, она твердо и последовательно служила интересам политической элиты Англии, что и сделало ее видным лидером не только в собственной стране, но и на международной арене . С другой стороны, Тэтчер всячески противилась усилению европейской интеграции, более глубокого участия в нем Англии и т. п. Мало что сделала она и для улучшения положения женщин даже собственной страны. Поэтому не случайно определенные контрпродуктивные качества в деятельности железной леди в конце концов привели к потере поддержки ее даже в рядах собственной партии.
К базовой структуре субъекта целесообразно отнести три его основных уровня: индивида, группу и население. Триплет «индивид - группа - население» представляет собой единый социально-гносеологический блок понятий, фиксирующий вполне реальные социальные образования. (В свою очередь, каждый из основных уровней субъекта также обладает собственной структурой.)
Заметим, что непременное добавление к слову «группа» прилагательного «социальная» (или «общественная») обязательным не является, ибо сущность феномена группы социальна. Не случайно, когда ведут речь о животных, то говорят не о «группе», а стае (волков или птиц, бродячих собак и т. д.).
Самым масштабным среди субъектов выступает население. Если индивид - атомарный полюс субъектности, то население - другой крайний ее полюс. Он носит предельно массовый характер (скажем, население всего земного шара). Безусловно, нет необходимости отождествлять население непременно с населением всей Земли. В качестве предельного субъекта возможно рассматривать также население отдельного региона, страны и т. п. Важно только, чтобы в триаде индивид - группа - население последнее непременно представляло собой предельный уровень обобщения.
Население (социум) и индивид (личность)- это крайние точки в системе устойчивых связей общества. Между этими крайними точками непременно есть опосредующее звено - социальная группа, общность. В качестве элементов реальности и предметов познания человек (индивид) и общество (население) представляют собой известную часть, или фрагмент, единого бытия.
Таким образом, итоговая схема изложения теория субъекта такова.
СУБЪЕКТ |
||
ВОЛЯ
РАССУДОК |
АВТОРИТЕТ
КОНТРАВТОРИТЕТ |
ИНДИВИД
ГРУППА НАСЕЛЕНИЕ |
К содержанию |