17. ТЕОРИЯ РЕФЛЕКСИИ (РЕФЛЕКТИВНОСТИ)

Отличительным качеством рефлективной деятельности выступает ее целесообразный характер. Целеустремленность отличает в первую очередь общественного человека как субъекта деятельности. Прида­вая последней активный и направленный характер, цель как бы «ос­вещает» и указывает ей путь и становится фактором успешного пре­образования человеком действительности. Могущество разума есть своего рода идеальное выражение творческого могущества реальной предметно-преобразующей деятельности субъекта.

Акты целесообразного поведения осуществляются не только в процессе общественной деятельности, но и биологической жизнеде­ятельности (зоологического сообщества). Правда, в философско-этической литературе встречаются утверждения о том, что «целенаправ­ленный характер деятельности присущ только человеку...» [1]. Одна­ко они находятся в явном противоречии с фактами и научной карти­ной мира XX столетия.

Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле целесообразной приспособительной деятельности, направ­ленности процессов эволюции. «Если проанализировать, на чем ба­зируется формирование двигательных действий, - пишет Н.А. Бернштейн, - то окажется, что каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача действия, иными словами, результат, которого организм стре­мится достигнуть, если нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким образом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель потребного будущего» [2]. Целеполагание, следовательно, возникает из жизненной потребнос­ти субъекта (живого существа). Такое забегание вперед, опережение событий, «предустановка» и составляет сущность целеполагания (реф­лексии, идеального).

И. П. Павлов рассматривал «рефлекс цели» в качестве основной формы жизненной энергии человека, стремящегося к овладению необходимыми ему предметами. На пути к достижению цели субъект преодолевает все трудности и препятствия. Бесцельная жизнь пуста, бессодержательна и нередко приводит к самоубийству. Поэтому цель - это драгоценнейшее качество огромного жизненного значения. «Реф­лекс цели», вместе с другими рефлексами, образует «рефлекс жиз­ни». Стремление к объекту, периодичность и последовательность, определенный ритм и темп рефлекторной жизнедеятельности явля­ются ее существенными чертами.

Таким образом, понятие целесообразности имеет непосредствен­ное отношение как к общественной, так и биотической форме дви­жущейся материи. Целеполагание представляет собой некоторое опе­режающее отражение действительности. Чем актуальнее целевая фун­кция, тем активнее и быстрее осуществляется процесс развития био­логической или социальной системы. В то же время структуры, обла­дающие менее актуальной целевой функцией (менее потребные, пользующиеся меньшим спросом), в большей мере подвержены от­рицанию и чаще оттесняются более актуальными структурами [3].

Однако наиболее зримо и эффективно целесообразное поведение присуще именно рефлективной человеческой деятельности. Именно здесь предельно высока ее концентрация, что приводит к появлению нового качества. Речь идет о различных отчужденных (отделенных) от человеческого живого мозга технических информационных систе­мах, способных к относительно самостоятельному осуществлению ряда функций сознания и психики, регулирования и управления.

Целесообразность - наиболее существенная черта рефлексии, но, конечно же, не исчерпывает полностью содержания последней. В ка­честве особого явления рефлексия не тождественна целесообразным своим проявлениям. Как отмечено выше, отнюдь не все акты реф­лексии носят непременно осмысленный и осознаваемый характер и направлены на реализацию заданной цели. Субъект (индивид) спо­собен предаваться бесцельному времяпрепровождению, когда ни он, ни окружающие его люди не знают, чем он займется в следующий временной интервал (минуту, час), какие поступки совершит и ка­кой уровень активности обнаружит.

К атрибутам рефлексии мы вправе, по-видимому, отнести вербальность и невербальность. 

Вербальная рефлексия имеет своей опо­рой слово, выраженное письменно или устно. К рефлексии невер­бального типа следует отнести, в первую очередь, информацию, полученную с помощью жестов, мимики или пантомимы. 

Современ­ные исследования показали, что невербальные (паралингвистические) сигналы и знаки - это полноценные средства передачи инфор­мации [4]. Отсутствие грамматической структуры в языке жестов и других формах паралингвистического языка отнюдь не лишает последний возможности выполнения любой из определяемых языкозна­нием функций естественного языкового знака [5].

В основе всех вербальных конструкций лежит слово, которое слу­жит важнейшим инструментом формирования понятийного аппара­та. Слово отличается от всех остальных звуков тем, что представляет собой единство значения и звукового знака. Специалисты с полным на то основанием указывают, что звучание без значения не есть сло­во (даже если ему присущи аналогичные фонетические признаки). Существует обширный класс звуков, которые достаточно вырази­тельно передают состояние человека (смех, стон), но не являющих­ся речью. Они не осуществляют функцию разграничения и обобще­ния сходных предметов, не дают общего представления о них. Звуко­вой знак обретает признаки слова, когда получает смысл и значе­ние, коррелирующие с соответствующими образами (представлени­ями и понятиями) [4, с. 30].

Развитие понятийного мышления неразрывно связано с возник­новением словесного языка. Последний объединяет все уровни и формы рефлексии в единое целое. Различные виды все увеличиваю­щихся количественно искусственных языков (амслен, эсперанто и т.д.) возникают исключительно на основе естественного языка.

Слово, будучи инструментом формирования понятий, вместе с тем не может быть с ними отождествлено. Дело в том, что слова, одинаковые по звучанию, нередко различны по значению (омони­мы) и способны выражать несколько понятий. И напротив, неоди­наковые по звучанию слова могут обладать сходными значениями (синонимы), выражать тождественные понятия. Одно и то же поня­тие в различных языках связано со специфическим словесным выра­жением. Изучая иностранный язык, мы овладеваем не понятиями (последние уже сформированы у нас на базе родного языка), а но­выми средствами их выражения. Поэтому, хотя всякая понятийная деятельность осуществляется на базе национального (родного) язы­ка, человек мыслит (рефлектирует) не словами, а образами, нахо­дящими свою опору в слове.

Согласно имеющимся теориям, при производстве речи наблюда­ется тенденция ее отставания по отношению к мысли (вербализа­ция), а при восприятии речи наблюдается обратная картина: отста­вание мысли по отношению к речи (девербализация). Следователь­но, между мыслью и словесной (вербализованной) речью существу­ет временной разрыв [6]. В результате ученые помимо естественного вербального языка в класс знаковых систем включили также мозго­вые нейродинамические системы, предметно-изобразительные коды, в которых фиксируется невербальная мысль [4, с. 31-32].

Сторонами основного движущего противоречия рефлексии явля­ются, скорее всего, свобода и контрсвобода. Рефлексия, будучи це­лесообразной деятельностью, как раз и способствует расширению или, напротив, сужению рамок свободы ее осуществления. В этой связи 

свободу следует определить как творчески-рефлективный акт, а контрсвободу в качестве акта, ограничивающего творческие воз­можности общественного человека в процессе его деятельности. Сво­бода и контрсвобода реализуются в ситуации выбора образа мысли и действия. Этот выбор оказывается двояким в плане его социальных последствий и результатов.

Отнесение свободы вместе с ее диалектическим антиподом к сфе­ре рефлексии может вызвать вопрос о том, проявляет ли себя каким-либо путем данный феномен за рамками рефлексии (сознания и мышления, духовного творчества и интуитивного озарения)? Отве­чая на этот вопрос, следует учесть следующие два обстоятельства. Прежде всего, сущность свободы необходимо искать именно в сфере рефлексии. Широко известны факты, когда человек, находящийся в тюрьме (т.е., казалось бы, в ситуации предельной несвободы), оста­ется и чувствует себя внутренне свободным, он не опускается к до­носительству, предательству, уголовному и т.п. поведению, более того, продолжает плодотворную духовную деятельность нравственного,  теоретического и иного характера, сохраняет чувство собственного достоинства. В то же время вполне благополучные люди, не испыты­вающие давления негативных внешних обстоятельств, нередко при­нимают решения, имеющие общественное деструктивное значение (преступники, маньяки и т.д.).

Второе важное обстоятельство заключается в нетождественнос­ти сущности свободы ее многообразным проявлениям, которые, и это самое главное, выходят за рамки простого размышления, созерцания и т.п. Ведь принимаемые людьми решения (рациональ­ного или иррационального характера) затем находят свое прямое или опосредованное воплощение в конкретных поступках. Здесь налицо тот самый случай, когда уже не столько сознание отража­ет бытие, сколько, напротив, действительность является сферой отражения (точнее воплощения) идеальных целей и намерений со стороны субъекта.

По своей структуре рефлексия бывает положительной, отрицатель­ной и нейтральной. Говоря об этих чертах рефлексии, важно прежде всего не отождествлять их с особенностями ценностного сознания. Структурные компоненты (функции) рефлексии не содержат в своем базовом варианте никаких оценочных квалификаций. Так, существуют положительно и отрицательно заряженные частицы. Приведенная реф­лексия не содержит в себе абсолютно никаких оценочных параметров, т.е. положительные частицы отнюдь не являются таковыми в смысле их позитивного воздействия на другие частицы, или общество, и т.д. Точно также отрицательные частицы сами по себе не несут никакой угрозы другим уровням природного бытия или социальной форме дви­жущейся материи.

Что касается нейтральной рефлексии, то в качестве типичного примера приведем нынешние представления о вакууме. В соответ­ствии с последними представлениями вакуум есть мощное энергети­ческое полотно, однако оно обладает нейтральным влиянием на Все­ленную вследствие уравновешенности положительных и отрицатель­ных энергетических зарядов, содержащихся в нем.

В своем базовом варианте функции рефлексии дезаксиологичны и по отношению к обществу. Приведем типичные примеры со­ответствующих суждений: «студент Иванов полностью завершил пятилетний срок обучения в вузе и получил диплом о высшем образовании» (положительная рефлексия); «студент Петров из-за болезни вынужден был прервать обучение в вузе» (отрицательная рефлексия)»; «из ста студентов потока семьдесят уже сдали конт­рольные работы, остальные их завершают» (нейтральная рефлек­сия).

Схема алгоритмического изложения рефлексии, следовательно, такова.

РЕФЛЕКСИЯ

Вербальность

Невербальность

Свобода

Контрсвобода

Положительная

Отрицательная

Нейтральная

Завершая работу, приведем далее общую схему поэтапного изло­жения атрибутов в системе социально-философской антропологии (социальной философии).

Формационная реальность

Отношение

Деятельность

Объект

Субъект Предмет Рефлексия
Собствен­ность

Несобствен­ность

Воля

Рас­судок

Актуаль­ность

Потенциаль­ность

Вербаль­ность

Невербаль­ность

К содержанию

Далее

Обсудить книгу на форуме

Hosted by uCoz