Отличительным качеством рефлективной деятельности выступает ее целесообразный характер. Целеустремленность отличает в первую очередь общественного человека как субъекта деятельности. Придавая последней активный и направленный характер, цель как бы «освещает» и указывает ей путь и становится фактором успешного преобразования человеком действительности. Могущество разума есть своего рода идеальное выражение творческого могущества реальной предметно-преобразующей деятельности субъекта.
Акты целесообразного поведения осуществляются не только в процессе общественной деятельности, но и биологической жизнедеятельности (зоологического сообщества). Правда, в философско-этической литературе встречаются утверждения о том, что «целенаправленный характер деятельности присущ только человеку...» [1]. Однако они находятся в явном противоречии с фактами и научной картиной мира XX столетия.
Уже в органической природе мы видим зачатки целеполагания в смысле целесообразной приспособительной деятельности, направленности процессов эволюции. «Если проанализировать, на чем базируется формирование двигательных действий, - пишет Н.А. Бернштейн, - то окажется, что каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи действия. Но задача действия, иными словами, результат, которого организм стремится достигнуть, если нечто такое, что должно стать, но чего еще нет. Таким образом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель потребного будущего» [2]. Целеполагание, следовательно, возникает из жизненной потребности субъекта (живого существа). Такое забегание вперед, опережение событий, «предустановка» и составляет сущность целеполагания (рефлексии, идеального).
И. П. Павлов рассматривал «рефлекс цели» в качестве основной формы жизненной энергии человека, стремящегося к овладению необходимыми ему предметами. На пути к достижению цели субъект преодолевает все трудности и препятствия. Бесцельная жизнь пуста, бессодержательна и нередко приводит к самоубийству. Поэтому цель - это драгоценнейшее качество огромного жизненного значения. «Рефлекс цели», вместе с другими рефлексами, образует «рефлекс жизни». Стремление к объекту, периодичность и последовательность, определенный ритм и темп рефлекторной жизнедеятельности являются ее существенными чертами.
Таким образом, понятие целесообразности имеет непосредственное отношение как к общественной, так и биотической форме движущейся материи. Целеполагание представляет собой некоторое опережающее отражение действительности. Чем актуальнее целевая функция, тем активнее и быстрее осуществляется процесс развития биологической или социальной системы. В то же время структуры, обладающие менее актуальной целевой функцией (менее потребные, пользующиеся меньшим спросом), в большей мере подвержены отрицанию и чаще оттесняются более актуальными структурами [3].
Однако наиболее зримо и эффективно целесообразное поведение присуще именно рефлективной человеческой деятельности. Именно здесь предельно высока ее концентрация, что приводит к появлению нового качества. Речь идет о различных отчужденных (отделенных) от человеческого живого мозга технических информационных системах, способных к относительно самостоятельному осуществлению ряда функций сознания и психики, регулирования и управления.
Целесообразность - наиболее существенная черта рефлексии, но, конечно же, не исчерпывает полностью содержания последней. В качестве особого явления рефлексия не тождественна целесообразным своим проявлениям. Как отмечено выше, отнюдь не все акты рефлексии носят непременно осмысленный и осознаваемый характер и направлены на реализацию заданной цели. Субъект (индивид) способен предаваться бесцельному времяпрепровождению, когда ни он, ни окружающие его люди не знают, чем он займется в следующий временной интервал (минуту, час), какие поступки совершит и какой уровень активности обнаружит.
К атрибутам рефлексии мы вправе, по-видимому, отнести вербальность и невербальность.
Вербальная рефлексия имеет своей опорой слово, выраженное письменно или устно. К рефлексии невербального типа следует отнести, в первую очередь, информацию, полученную с помощью жестов, мимики или пантомимы.
Современные исследования показали, что невербальные (паралингвистические) сигналы и знаки - это полноценные средства передачи информации [4]. Отсутствие грамматической структуры в языке жестов и других формах паралингвистического языка отнюдь не лишает последний возможности выполнения любой из определяемых языкознанием функций естественного языкового знака [5].
В основе всех вербальных конструкций лежит слово, которое служит важнейшим инструментом формирования понятийного аппарата. Слово отличается от всех остальных звуков тем, что представляет собой единство значения и звукового знака. Специалисты с полным на то основанием указывают, что звучание без значения не есть слово (даже если ему присущи аналогичные фонетические признаки). Существует обширный класс звуков, которые достаточно выразительно передают состояние человека (смех, стон), но не являющихся речью. Они не осуществляют функцию разграничения и обобщения сходных предметов, не дают общего представления о них. Звуковой знак обретает признаки слова, когда получает смысл и значение, коррелирующие с соответствующими образами (представлениями и понятиями) [4, с. 30].
Развитие понятийного мышления неразрывно связано с возникновением словесного языка. Последний объединяет все уровни и формы рефлексии в единое целое. Различные виды все увеличивающихся количественно искусственных языков (амслен, эсперанто и т.д.) возникают исключительно на основе естественного языка.
Слово, будучи инструментом формирования понятий, вместе с тем не может быть с ними отождествлено. Дело в том, что слова, одинаковые по звучанию, нередко различны по значению (омонимы) и способны выражать несколько понятий. И напротив, неодинаковые по звучанию слова могут обладать сходными значениями (синонимы), выражать тождественные понятия. Одно и то же понятие в различных языках связано со специфическим словесным выражением. Изучая иностранный язык, мы овладеваем не понятиями (последние уже сформированы у нас на базе родного языка), а новыми средствами их выражения. Поэтому, хотя всякая понятийная деятельность осуществляется на базе национального (родного) языка, человек мыслит (рефлектирует) не словами, а образами, находящими свою опору в слове.
Согласно имеющимся теориям, при производстве речи наблюдается тенденция ее отставания по отношению к мысли (вербализация), а при восприятии речи наблюдается обратная картина: отставание мысли по отношению к речи (девербализация). Следовательно, между мыслью и словесной (вербализованной) речью существует временной разрыв [6]. В результате ученые помимо естественного вербального языка в класс знаковых систем включили также мозговые нейродинамические системы, предметно-изобразительные коды, в которых фиксируется невербальная мысль [4, с. 31-32].
Сторонами основного движущего противоречия рефлексии являются, скорее всего, свобода и контрсвобода. Рефлексия, будучи целесообразной деятельностью, как раз и способствует расширению или, напротив, сужению рамок свободы ее осуществления. В этой связи
свободу следует определить как творчески-рефлективный акт, а контрсвободу в качестве акта, ограничивающего творческие возможности общественного человека в процессе его деятельности. Свобода и контрсвобода реализуются в ситуации выбора образа мысли и действия. Этот выбор оказывается двояким в плане его социальных последствий и результатов.
Отнесение свободы вместе с ее диалектическим антиподом к сфере рефлексии может вызвать вопрос о том, проявляет ли себя каким-либо путем данный феномен за рамками рефлексии (сознания и мышления, духовного творчества и интуитивного озарения)? Отвечая на этот вопрос, следует учесть следующие два обстоятельства. Прежде всего, сущность свободы необходимо искать именно в сфере рефлексии. Широко известны факты, когда человек, находящийся в тюрьме (т.е., казалось бы, в ситуации предельной несвободы), остается и чувствует себя внутренне свободным, он не опускается к доносительству, предательству, уголовному и т.п. поведению, более того, продолжает плодотворную духовную деятельность нравственного, теоретического и иного характера, сохраняет чувство собственного достоинства. В то же время вполне благополучные люди, не испытывающие давления негативных внешних обстоятельств, нередко принимают решения, имеющие общественное деструктивное значение (преступники, маньяки и т.д.).
Второе важное обстоятельство заключается в нетождественности сущности свободы ее многообразным проявлениям, которые, и это самое главное, выходят за рамки простого размышления, созерцания и т.п. Ведь принимаемые людьми решения (рационального или иррационального характера) затем находят свое прямое или опосредованное воплощение в конкретных поступках. Здесь налицо тот самый случай, когда уже не столько сознание отражает бытие, сколько, напротив, действительность является сферой отражения (точнее воплощения) идеальных целей и намерений со стороны субъекта.
По своей структуре рефлексия бывает положительной, отрицательной и нейтральной. Говоря об этих чертах рефлексии, важно прежде всего не отождествлять их с особенностями ценностного сознания. Структурные компоненты (функции) рефлексии не содержат в своем базовом варианте никаких оценочных квалификаций. Так, существуют положительно и отрицательно заряженные частицы. Приведенная рефлексия не содержит в себе абсолютно никаких оценочных параметров, т.е. положительные частицы отнюдь не являются таковыми в смысле их позитивного воздействия на другие частицы, или общество, и т.д. Точно также отрицательные частицы сами по себе не несут никакой угрозы другим уровням природного бытия или социальной форме движущейся материи.
Что касается нейтральной рефлексии, то в качестве типичного примера приведем нынешние представления о вакууме. В соответствии с последними представлениями вакуум есть мощное энергетическое полотно, однако оно обладает нейтральным влиянием на Вселенную вследствие уравновешенности положительных и отрицательных энергетических зарядов, содержащихся в нем.
В своем базовом варианте функции рефлексии дезаксиологичны и по отношению к обществу. Приведем типичные примеры соответствующих суждений: «студент Иванов полностью завершил пятилетний срок обучения в вузе и получил диплом о высшем образовании» (положительная рефлексия); «студент Петров из-за болезни вынужден был прервать обучение в вузе» (отрицательная рефлексия)»; «из ста студентов потока семьдесят уже сдали контрольные работы, остальные их завершают» (нейтральная рефлексия).
Схема алгоритмического изложения рефлексии, следовательно, такова.
РЕФЛЕКСИЯ |
||
Вербальность |
Свобода |
Положительная Отрицательная |
Завершая работу, приведем далее общую схему поэтапного изложения атрибутов в системе социально-философской антропологии (социальной философии).
Формационная реальность |
|||
Отношение |
Деятельность |
||
Объект |
Субъект | Предмет | Рефлексия |
Собственность
Несобственность |
Воля
Рассудок |
Актуальность
Потенциальность |
Вербальность
Невербальность |
К содержанию |