История развития духовной культуры нового и новейшего времени свидетельствует о непосредственном воздействии характера научного мышления данной эпохи на стиль и особенности философского мышления. Становление новой информационной цивилизации совпадает с переходом лидерства к информационной науке и технологии, которые базируются на методе и методологии алгоритма. Не случайно последние привлекают к себе все большее внимание ученых и специалистов всего мира. Алгоритм относят, в частности, к числу самых важных и ключевых факторов в системе математического знания; одно из впечатляющих достижений математики XX в. усматривают в формально строгом уточнении понятия алгоритма. Образовалась, кроме того, новая отрасль математической науки - теория алгоритмов [I]. Вслед за математикой идея алгоритма начинает овладевать умами ученых самых разных специальностей. В результате понятие алгоритма расширяется и интерпретируется как однозначная, инвариантная последовательность связей; в то же время она (совокупность связей) относительно пластична, ибо сохраняет достаточно широкую амплитуду колебаний от стандарта, стереотипа до гибкого порядка [2].
Думается, что алгоритмическая концептуальность станет отличительной чертой философского стиля мышления эпохи информационной цивилизации. Этот стиль мышления со временем преодолеет безответственное и безадресное оперирование философскими категориями, наделение их смыслом в соответствии с субъективными предпочтениями того или иного автора, что весьма типично для предшествующего развития теоретического мировоззрения. Именно философия, базирующаяся на методологии алгоритмического мышления, соответствует уровню рождающейся на планете информационной цивилизации, и она должна опираться на более мощные и фундаментальные, по сравнению с предшествующими эпохами, алгоритмы. Подобное развитие присуще эволюции науки, философии и образования. В итоге задачи, не разрешимые с помощью одного алгоритма, могут стать разрешимыми, если мы обратимся к другому, более совершенному алгоритму [3].
Алгоритмический стиль мышления не может не стать отличительной чертой философского стиля мышления, если оно не хочет оказаться на обочине развития мировой духовной культуры и превратиться из интегративного ее фактора в дезинтегративный. Очевидно также, что алгоритмизации поддается, в первую очередь, фундаментальный, наиболее разработанный и систематизированный слой теоретического мировоззрения. Подлинный алгоритм требует нахождения объективных и абсолютных параметров в содержании философских принципов, законов и категорий, максимального преодоления мировоззренческого субъективизма и релятивизма.
Безусловно,
подобные максимы никогда полностью не
осуществимы, но должны предельно
приближаться к уровню абсолютных истин там,
где излагаются ключевые схемы бытия. Речь
идет об абсолютности основных логических
схем, на которых базируется теоретическое
мировоззрение конца XX в. Каждая верно
найденная алгоритмическая схема есть
момент объективно-абсолютного знания,
которое в этой части вряд ли будет когда-либо
пересмотрено, а лишь развито в плане
прирастания новых мировоззренческих «этажей».
Каким образом требования алгоритма могут быть реализованы в сфере философского мышления?
Универсальный логико-философский алгоритм предполагает неукоснительное выполнение трех обязательных правил: 1) поиск атрибутов, 2) выделение сторон основного движущего (диалектического) противоречия и 3) нахождение структуры каждой из фундаментальных категорий. Схематически это выглядит так.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АЛГОРИТМ |
||
1 | 2 | 3 |
АТРИБУТЫ | СТОРОНЫ основного ПРОТИВОРЕЧИЯ | СТРУКТУРА |
Указанные требования позволяют последовательно, концептуально и логически строго изложить важнейшие положения философской системы, они вполне достаточны для полновесного раскрытия внутренней логики и содержания современного теоретического мировоззрения.
К содержанию |