ВВЕДЕНИЕ

История развития духовной культуры нового и новейшего времени свидетельствует о непосредственном воздействии характера научного мышления данной эпохи на стиль и особенности философского мышления. Становление новой информационной цивилизации  совпадает с переходом лидерства к информационной науке и технологии, которые базируются на методе и методологии алгоритма. Не случайно последние привлекают к себе все большее внимание ученых и специалистов всего мира. Алгоритм отно­сят, в частности, к числу самых важных и ключевых факторов в систе­ме математического знания; одно из впечатляющих достижений ма­тематики XX в. усматривают в формально строгом уточнении поня­тия алгоритма. Образовалась, кроме того, новая отрасль математичес­кой науки - теория алгоритмов [I]. Вслед за математикой идея алго­ритма начинает овладевать умами ученых самых разных специальностей. В результате понятие алгоритма расширяется и интерпретируется как однозначная, инвариантная последовательность связей; в то же время она (совокупность связей) относительно пластична, ибо со­храняет достаточно широкую амплитуду колебаний от стандарта, сте­реотипа до гибкого порядка [2].

Думается, что алгоритмическая концептуальность станет отличи­тельной чертой философского стиля мышления эпохи информационной цивилизации. Этот стиль мышления со временем преодолеет безответ­ственное и безадресное оперирование философскими категориями, наделение их смыслом в соответствии с субъективными предпочтениями того или иного автора, что весьма типично для предшествующего раз­вития теоретического мировоззрения. Именно философия, базирующая­ся на методологии алгоритмического мышления, соответствует уровню рождающейся на планете информационной цивилизации, и она должна опираться на более мощные и фундаментальные, по сравнению с предше­ствующими эпохами, алгоритмы. Подобное развитие присуще эволюции науки, философии и образования. В итоге задачи, не разрешимые с помо­щью одного алгоритма, могут стать разрешимыми, если мы обратимся к другому, более совершенному алгоритму [3].

Алгоритмический стиль мышления не может не стать отличитель­ной чертой философского стиля мышления, если оно не хочет оказаться на обочине развития мировой духовной культуры и превратиться из интегративного ее фактора в дезинтегративный. Очевидно также, что алгоритмизации поддается, в первую очередь, фундаментальный, наибо­лее разработанный и систематизированный слой теоретического ми­ровоззрения. Подлинный алгоритм требует нахождения объективных и абсолютных параметров в содержании философских принципов, за­конов и категорий, максимального преодоления мировоззренческого субъективизма и релятивизма.

Безусловно, подобные максимы никогда полностью не осуществимы, но должны предельно приближаться к уровню абсолютных истин там, где излагаются ключевые схемы бытия. Речь идет об абсолютности основных логических схем, на которых базируется теоретическое миро­воззрение конца XX в. Каждая верно найденная алгоритмическая схема есть момент объективно-абсолютного знания, которое в этой части вряд ли будет когда-либо пересмотрено, а лишь развито в плане прирастания новых мировоззренческих «этажей».

Каким образом требования алгоритма могут быть реализованы в сфере философского мышления? 

Универсальный логико-философский алгоритм предполагает неукоснительное выполнение трех обязательных правил: 1) поиск атрибутов, 2) выделение сторон основного движущего (диалектического) противоречия и 3) нахождение структуры каждой из фундаментальных категорий. Схематически это выглядит так.

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АЛГОРИТМ

1 2 3
АТРИБУТЫ СТОРОНЫ основного ПРОТИВОРЕЧИЯ СТРУКТУРА

Указанные требования позволяют последовательно, концептуально и логически строго изложить важнейшие положения философской систе­мы, они вполне достаточны для полновесного раскрытия внутренней ло­гики и содержания современного теоретического мировоззрения.

 

К содержанию

Далее

Обсудить книгу на форуме

Hosted by uCoz