2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАК СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ, ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ

Центральную область (ядро) современной гносеологии образует тот органический синтез теорий материализма и диалектики, кото­рый достигнут философской мыслью в конце второго тысячелетия нашей эры. Их интеграция, первоначально осуществленная К. Марк­сом и Ф. Энгельсом, привела к существенной перестройке материа­лизма и диалектики. Причем доминантную роль в этой новой целост­ности стал играть материализм. Так, основным гносеологическим вопросом стал вопрос о первичности-вторичности материи-созна­ния, а не вопрос о приоритете (абсолютности) движения или покоя. Соответственно ведущим здесь выступает принцип материализма. Именно материализм есть одно из двух основных направлений в философии, в то время как диалектика и метафизика самостоятельных, основных направлений в теоретическом мировоззрении не со­ставляют; поэтому деление философских взглядов на диалектичес­кие и метафизические имеет для мировоззрения производный и в этом смысле вторичный характер [1].

2.1. ПРИНЦИПЫ И КЛЮЧЕВЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Ключевыми в рамках гносеологии выступают принципы материа­лизма и диалектики. Последние находят свое адекватное выражение в двух важнейших вопросах теории познания. И по­скольку современная (материалистическая) теория познания есть синтез теорий материализма и диалектики, постольку в первом при­ближении мы вправе выделить в ней две такие фундаментальные проблемы, сформулировав их в форме следующих вопросов: 1) что первично-вторично материя или сознание; 2) что доминирует во взаимосвязи движения и покоя?

Возможны три варианта ответа на каждый из этих вопросов. Так, проблема первичности-вторичности материи-сознания в истории философии решалась следующим образом: 1) материя первична, сознание вторично (материализм); 2) сознание первично, материя вторична (идеализм); 3) оба начала равноправны (дуализм). Проблема взаимосвязи движения-покоя интерпретировалась так: 1) движение имеет приоритет по сравнению с покоем (диалектика); 2) превалиру­ющее значение имеет покой или круговое движение (метафизика);3) оба начала равноправны (так сказать «методологический» дуализм).

Последний вариант решения характерен для некоторых российских исследователей, по мнению которых «движение и покой могут рассматриваться как атрибуты всего существующего (всех вещей), как состояния, противоположности, переходящие друг в друга» [2]. Между тем движение и покой, подобно материи и сознанию, в бук­вальном смысле слова не могут переходить друг в друга и не являют­ся полностью равноправными и противоречивыми членами отноше­ния. Правильнее следовать классической традиции интерпретации покоя как частного случая движения [3-4].

Принцип материализма означает необходимость в решении осно­вополагающего мировоззренческого вопроса о взаимосвязи материи и сознания, физического и психического отдавать приоритет мате­риальным факторам бытия и последовательно следовать именно та­кому, а не иному решению данной фундаментальной онтологичес­кой проблемы. Принцип предполагает подход к взаимосвязи материи и сознания как к реальностям первичной и вторичной, абсолютной и относительной. Кроме того, взаимосвязь материи и сознания до­полнительна, не диалектична, что выражается в общей невозможно­сти перехода материи в сознание и, напротив, сознания в материю.

Принцип диалектики базируется на соответствующем решении вопроса о взаимосвязи движения и покоя. В каждой отдельной вещи следует усматривать неразрывное единство движения и покоя, или «подвижный покой». Покой есть постоянство, сохранение тождествен­ности вещи (явления) самому себе или другим вещам (явлениям) в определенном отношении. Если в процессе движения нечто появля­ется или исчезает, то при покое имеет место противоположное. Чем быстрее движется тело, тем оно более охватывает проходимых мест и тем меньшим временем пользуется для их прохождения (тем более покоится). Если же оно движется с бесконечной скоростью, то «это значит, что: 1) тело находится сразу везде, во всех возможных мес­тах, по которым оно только может проходить; 2) эти места, хотя бы их было и бесконечное количество, как бы уже не существуют для движущегося тела, так как оно имеет их сразу при себе; 3) что, следовательно, движение бесконечно скоро движущегося тела рав­носильно его покою, ибо нет такого места, куда бы оно еще могло продвинуться». Таким образом, «движение и покой здесь и различны между собой и тождественны» [5], но при этом движение является абсолютным, а покой - относительным факторами их взаимосвязи.

Каждая из двух основных гносеологических проблем раскрывает­ся в теории познания в форме практически неограниченного множе­ства вопросов и ответов, которые с большей или меньшей тщатель­ностью аргументируются. Материализм, по преимуществу, отвечает на первый, диалектика - на второй из этих вопросов. При этом и материализм и, диалектика представляют собой как теорию, так и метод духовно-практического освоения мира (реальности).

Каждый из принципов теории познания находит свое конкретное воплощение в трех универсальных законах материализма и диалекти­ки (их изложение будет дано ниже). Как принципы, так и законы для своего адекватного понимания должны использовать значительный круг философских понятий и категорий, которые несут различную теоретико-методологическую нагрузку, т.е. выполняют различные функции. Одни категории лежат в основе самого понимания данного принципа или закона, другие раскрывают их специфические черты (свойства, связи).

Так, принцип материализма опирается на понятие (категорию) материи. Свое специфическое ключевое понятие есть и у принципа диалектики. Правда, несмотря на безбрежное количество работ, по­священных диалектике как теории и методу, все еще ведется поле­мика по вопросу о том, какое именно понятие лежит в ее фундамен­те. Пожалуй, наиболее часто диалектику определяют как учение о развитии. При этом понятию развития придается весьма неопреде­ленный смысл. То его употребляют как синоним термина «движение», то в несвойственном ему аксиологическом плане (как процесс движения от низшего к высшему), неоправданно социологизируя развитие и отождествляя его с оценочной категорией прогресса. Между тем категориальное значение имеет в данном случае понятие движе­ния как изменения вообще.

Может, правда, возникнуть следующий вопрос: почему в отно­шении теории материализма не существует проблема его фундамен­тального понятия, в то время как важнейшее понятие диалектики остается все еще не вполне определенным? Думается, основная тео­ретико-познавательная причина заключается в том, что исследова­тели не всегда отдают себе отчет в специфичности гносеологических и аксиологических принципов, законов и категорий, допуская их неоправданное смешение. В результате диалектику объявляют учени­ем о развитии, последнее же понимается как движение от низшего к высшему. Что же получается? В основу теории познания, которая по своей сущности является гносеологией, а отнюдь не аксиологией, кладется оценочное, антропоморфное понятие развития. Тем самым уже исходные посылки материалистической диалектики оказывают­ся изложенными недостаточно корректно, что иногда влечет за со­бой последующую цепь ошибочных философских суждений и умо­заключений.

Кроме того, существуют некоторые языковые трудности. Если от понятий материи и материального легко образуются отображающие их теоретические значения (материализм и материалистический), то от понятий «движение» и «движущийся» аналогичные производные образовать невозможно. В результате возникает чисто языковая необ­ходимость использования новых слов, способных в полной мере удов­летворить потребности научно-философской теории. 

Полноценным отображением движения (движущегося) как предмета выступает по­нятие диалектики (диалектического). При этом этимологические раз­личия рассматриваемых терминов не имеют существенного значения. Таким обра­зом, диалектика есть отображение (теория, рефлексия) процесса движения как своего предмета. Поэтому в данной работе всегда, ког­да будут использоваться термины «диалектика» и «диалектический», речь пойдет об отображении процесса движения.

Важно иметь в виду, что содержание диалектики и метафизики имеет исторический характер. К диалектической сегодня относится только такая теория (метод), которая непременно доводит понима­ние движения до его наиболее завершенного и законченного вида (в первую очередь признает его тотальную противоречивость, универ­сальность и спиралевидность). С этой точки зрения, любая абсолюти­зация той или иной стороны диалектики является фактически мета­физикой. В прошлом теоретическая модель диалектики и метафизики была несколько иной. Диалектическими мы вправе считать ряд исто­рических учений, в большей или меньшей степени признававших наличие движения и развития, наличие противоречий и динамич­ных связей между вещами. В таком, более широком, смысле диалек­тика присуща уже мировоззрению рабовладельческого общества. Однако, в значительной мере, их мировоззрение было также метафи­зичным, ибо, наряду с догадками о текучести, изменчивости бытия, у древних мыслителей достаточно часто встречаются и противопо­ложные, т.е. метафизические суждения. В данной связи целесообраз­но выделить отличительные особенности классической и современ­ной метафизики и идеализма.

2.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ МЕТАФИЗИКИ И ИДЕАЛИЗМА

Остановимся на тех чертах метафизики и диалектики, которые можно считать классическими в домарксистской философии.

Первая такая черта метафизики заключается в том, что именно покою, а не движению придается превалирующее значение. Мета­физический способ мышления из-за покоя вещей нередко забывает их движение. Это представление тесно связано с пониманием про­цесса развития как движения по кругу. Развитие как поступательный процесс тем самым фактически отрицалось. При этом не существен­но, слагается ли подобный круговой процесс из чисто количествен­ных или, напротив, качественных, скачкообразных изменений. Диалектики, со своей стороны, придавали превалирующее значение движению. Так, великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впер­вые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, преобразовании и раз­витии. Развитие как усложняющийся процесс движения диалектика рассматривала в качестве особого его вида. Но для идеалистов это было движение и развитие не самого материального мира, а какой-либо мистической духовной субстанции: абсолютного духа, энер­гии, мыслей субъекта и т.д. В результате все было поставлено на голо­ву, и действительная связь мировых явлений была совершенно из­вращена [3, с. 21, 24].

Вторая существенная черта метафизики заключается в ошибоч­ном понимании источника движения. В качестве такового в ней рас­сматривается какая-либо внешняя сила (например, божественный первотолчок), лежащая, следовательно, за пределами данного пред­мета или явления. Так, по мнению основоположника эмпирико-материалистической теории познания Нового времени Д. Локка, «бог может положить конец всему движению материи, привести все тела вселенной в состояние полного покоя и сохранять их в таком поло­жении столько времени, сколько ему будет угодно». Согласно Локку, конкретные тела могут воздействовать друг на друга исключительно через толчок и никак иначе. Мыслитель откровенно признавался, что не в состоянии «представить себе какого-либо иного способа их взаимодействия» [7 - 8]. Гипотеза «первоначального толчка» в сущно­сти содержит в себе идею о сотворении движения и свидетельствует о непоследовательности метафизического материализма. Материали­сты до Маркса видели в природе и обществе нечто неизменное и лишенное существенных противоречий. Метафизика редуцирует ма­терию к неизменной субстанции, лишенной внутренней активнос­ти, некоей косной массе, которая приводится в движение внешней силой. Это представление является неправомерным перенесением законов механики на все формы движения материи. В механике в качестве причины движения тела выступает некоторая внешняя сила, как результат воздействия другого тела. Такой подход допустим при изучении простейших процессов, связанных с изменением положе­ния тела в пространстве, но он неприменим при исследовании ко­ренных, качественных изменений тел. 

Диалектика до Маркса, хотя и усматривала источник движения в борьбе противоположностей внутри самих явлений, однако всеобщий характер приписывала изменени­ям идеальных сущностей.

Третья черта домарксовского материализма - его механистичес­кий характер, т.е. стремление объяснять все многообразные природ­ные и социальные процессы законами лишь механической формы движения материи. Между тем последняя, во-первых, лишь одна из пяти основных форм движения материи и, во-вторых, она сравни­тельно элементарная и простая. Если метафизический материализм придал всему мировому движению механистический характер, то идеалистическая диалектика, напротив, очеловечила (объективный идеализм) и психологизировала (субъективный идеализм) его. Про­цесс всеобщего изменения рассматривался ею преимущественно с точки зрения высшей, т.е. общественной, формы движения материи. Однако подлинным субстратом исторического процесса признава­лось исключительно мышление. В результате всеобщие законы не выводятся из природы и истории, а навязываются им как законы мышления.

Социальные процессы рассматриваются изолированно от усло­вий материальной жизни общества, вне их детерминированности объективной логикой исторического развития. Психологические ме­ханизмы и субъективные побудительные мотивы превращаются в конечном итоге в самостоятельные и даже определяющие движущие силы истории. Из всей совокупности общественных связей в качестве основных выделяются межиндивидуальные, межличностные отно­шения, в то время как материальные, производственные, социаль­но-экономические и классовые либо исследуются лишь с точки зрения их зависимости от первых, либо остаются вовсе за рамками фи­лософского анализа [9].

Четвертая черта старого материализма заключается в непоследо­вательности и ограниченности. Материалистически объяснялась лишь природа, но не общественная жизнь. Источник развития общества усматривался в духовных, идеальных факторах: в сознательной дея­тельности исторических личностей (королей, императоров и др.), в чувствах и страстях людей. Материальная обусловленность духовной жизни людей не была понята адекватно. Не отличалась последова­тельностью и идеалистическая диалектика. В частности, это относит­ся к пониманию развития как поступательного движения. Так, выс­шая точка развития общества у Гегеля - конституционная монархия; высший этап развития философии - его собственная философская система и т.д. Кроме того, вся сложная и целостная социальная фор­ма движения материи была сведена исключительно к движению мышления (объективного духа или сознания человека). Глубочайшие материальные и экономические факторы развития во внимание не принимались.

На определенном этапе метафизический метод сыграл положи­тельную роль. В этот период он оказался единственно научным, по­скольку какого-либо другого способа философского мышления в то время просто не существовало. Совсем иную оценку даем мы мета­физическому образу мышления после возникновения материалисти­ческой диалектики. Метафизика теряет ореол научности и прогрес­сивности. В XX в. во всем мире возрастает интерес к диалектическим и материалистическим идеям. Все реже встречается классическое от­рицание абсолютного характера движения, не исключается и воз­можность развития как поступательного движения применительно не только к природе, но и к обществу. Однако это развитие все же иногда понимается как круговое. В то время как последовательная диалектика исходит из спиралевидного характера движения в приро­де и обществе.

Все сказанное ранее позволяет констатировать, что в ходе исто­рического развития метафизика претерпевает весьма существенные изменения, характер которых нуждается в специальном изучении. В данной связи трудно не согласиться с тем, что в литературе эволю­ции метафизического способа мышления как в советский, так и в постсоветский период не уделяется должного внимания. По-видимо­му, 

современную метафизику отличают такие характерные черты, как эклектика, софистика и плюрализм, 

которые взаимно предпо­лагают и дополняют друг друга [10 - 11]. В качестве двух крайних форм современной метафизики мы вправе рассматривать догматизм и релятивизм

В современном понимании, исходящего из традиций марксистс­кой методологии, термины «материализм» и «диалектика» имеют отчетливо выраженную позитивную окраску, тогда как понятия «иде­ализм» и «метафизика» несут на себе печать определенного негати­визма. В целом для подобного рационального и эмоционального оце­нивания есть достаточные основания, ибо материализм и диалекти­ка объективно стоят ближе к науке и истинной практике человече­ства, нежели идеализм и метафизика. И все же абсолютизировать эти рационально-эмоциональные ориентации было бы ошибочно. Во-первых, в истории философии материализм нередко принимал крайне плоские формы (гилозоизм, вульгарный материализм). Во-вторых, и это самое главное, измерения материализм-идеализм и диалектика-метафизика оказываются вечными измерениями философии. Иными словами, пока существует философское мировоззрение, будут суще­ствовать и эти два ее измерения, две ее «оси», на которые опирается все содержание философских теорий. И в наше время, и в будущем человек будет отражать мир не только материалистически и диалек­тически, но также идеалистически и метафизически, даже если пос­ледние две характеристики будут намного менее выраженными, чем две первые. Субъект никогда не сможет отобразить истину мира в ее подлинной целостности и аутентичности, ввиду ограниченности соб­ственных познавательных и практических возможностей и постоян­ным изменением самого объективного бытия (движущейся материи). Всякий же неполный охват сознанием внешнего мира является мета­физикой. Одновременно абстрагирование общих черт мира от конк­ретности его строения содержит в себе возможность «отлета» мысли от действительности и приводит к ошибочным и неточным пред­ставлениям. Сознание нередко служит своеобразным инструментом идеального конструирования мира, превращаясь как бы в автоном­ный субъект бытия, что объективно заключает в себе гносеологичес­кие корни для постоянной реанимации идеалистических представ­лений. Из всего сказанного следует, что неверно было бы преувели­чивать позитивный смысл понятий материализма и диалектики и негативную значимость понятий идеализма и метафизики.

Итак, фундаментальными категориями теории познания высту­пают понятия материи и движения, которые находят свое адекват­ное воплощение в принципах материализма и диалектики. После­дние, в свою очередь, приобретают завершенное научно-мировоз­зренческое значение, будучи соединенными с соответствующими законами.

2.3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИЗМА И ДИАЛЕКТИКИ

Существует прямая корреляция между всеобщими законами диа­лектики и законами материализма. Первый из законов материализма - сохранение качества и количества - имеет общие и специфические черты по отношению к закону взаимоперехода количественных и качественных изменений. Согласно первому закону материализма, материя и движение, несмотря на постоянные качественно-количе­ственные изменения, все же остаются самими собой, они несотворимы и неуничтожимы.

Закон сохранения качества и количества вещей находит свое под­тверждение во все большем числе научных фактов и экспериментов. Установлено, в частности, предельное (конечное) число атомов во Вселенной - верхняя граница 10100; предельное время существования нашей Вселенной (оно оценивается величиной 102" сек); согласно теории относительности конечна допустимая скорость физических объектов - не более 3 • 108 м/сек [15]. По-видимому, неизмен­но также количество массы и энергии, присущих движущейся мате­рии, философский характер первого закона материализма определяет­ся в первую очередь, подлинной его всеобщностью -действием как в природе, обществе, так и в человеческом мышлении.

Второй всеобщий закон материализма - закон дополнения проти­воположностей. В нем фиксируется тот факт, что любое материаль­ное образование имеет двойственную природу. Фундаментальность закона дополнения противоположностей определяется тем, что он в равной степени присущ всем уровням организации материи. Этот закон непосредственно коррелирует с универсальным диалектичес­ким законом единства и борьбы противоположностей. Однако закон дополнения противоположностей обладает известной спецификой. Дополнительные противоположности в целом не носят диалектичес­кого характера, т.е. не могут взаимопереходить друг в друга, менять­ся местами (точнее, диалектика, взаимопереходы имеют здесь вто­ростепенное значение).

Иными словами, не всякое соединение противоположностей об­разует собой движущее противоречие. Момент самодвижения отсут­ствует, например, в объединении противоположностей такого типа, как верх-низ, правое-левое и им подобным. Существенная особен­ность атрибутов материи - пространства и времени - отсутствие у них эквивалентных антиподов и невозможность их перехода в свою противоположность, они также фактически невыводимы друг из друга [16 - 17]. Типичным примером служит молекула воды - Н20. Она состоит из двух относительно самостоятельных компонентов - водо­рода и кислорода, которые, во-первых, не могут переходить друг в друга и, во-вторых, всегда находятся в строго неравных пропорциях: атомов водорода должно быть ровно в два раза больше, чем атомов кислорода. Это их взаимоотношение абсолютно. Невозможна ситуа­ция, чтобы в молекуле воды количество атомов кислорода было бы равным или же большим по количеству, чем атомов водорода. Имен­но к таким полярностям применимо положение Н. Бора о том, что противоположности не противоречивы, а дополнительны. В совре­менной науке принцип дополнительности получает все большее при­знание.

Полярность бытия находит свое адекватное выражение в парном характере отражающих ее категорий. При этом все противоположно­сти, в первом приближении, разделяются на диалектические, или противоречивые, и дополнительные, или непротиворечивые. Спе­цифика первых выражается в законе единства и борьбы противопо­ложностей, специфика вторых - в законе дополнительности. Допол­нительными выступают атрибуты каждого материального или духов­ного образования: материя и движение, пространство и время, вза­имодействие и отражение, день и ночь, правое и левое и др. Если закон единства и борьбы противоположностей представляет собой ядро диалектики, то закон дополнения противоположностей играет аналогичную роль в теории материализма. Последний в целом не выражает собой противоречие, первый не есть взаимоотношение дополнения. Между тем в философской литературе эти два мировоззренческо-методологических принципа постоянно смешивают. Осо­бенно сказанное касается тех сторон бытия, которые, взаимно пред­полагая, дополняют и при этом не противоречат одна другой. Их же нередко рассматривают в качестве «диалектически противоречивых».

Гносеологической основой отождествления двух фундаменталь­ных видов противоположностей служит отсутствие между ними аб­солютной границы. Так, диалектические противоположности не толь­ко противоречат, но и дополняют друг друга, находятся не только в состоянии борьбы, но и единства. Скажем, северный и южный по­люсы магнита, ассимиляция и диссимиляция, рабовладельцы и рабы, дифференциал и интеграл не только исключают, но и одновремен­но предполагают друг друга, связаны нерасторжимым единством.

Следовательно, 

во взаимоотношении противоречивых противо­положностей абсолютным моментом оказывается борьба, напротив, во взаимосвязи непротиворечий абсолютно их единство.

Третий основной закон условно назовем законом взаимосвязи дифференциации с интеграцией. Основной смысл этого закона зак­лючается в описании циклического характера существования любого материального образования, функционирование которого предпо­лагает три специфических состояния: синкретическое, дифференцированное и интегрированное. Эта цикличность и ритмика - общая закономерность существования природы, общества и мышления.

Третий закон материализма базируется на двух противоположных и одновременно взаимодополняющих друг друга закономерностях: дифференциации и интеграции. Возможны три варианта их взаимо­связи, что обусловливает аналогичное число сменяющих друг друга циклов. Первый из них предполагает период синкретического состо­яния данного материального образования, когда ни дифференциа­ция, ни интеграция не имеет приоритет одна перед другой. В рамках второго цикла доминирующее значение приобретает импульс диф­ференциации. Наконец, в границах третьего цикла превалирует интегративная закономерность. Эта стадия выступает в качестве перво­го цикла нового витка спирали. И так до бесконечности, если иметь в виду способ существования природы, общества и мышления в це­лом.

Будучи фундаментальными закономерностями вечно движущейся материи, процессы дифференциации и интеграции есть нечто бес­конечное. Однако каждый конкретный вид этих процессов есть вели­чина конечная, так как конечны любые параметры реально суще­ствующего объекта. Что же служит той границей, где завершается каждый отдельный цикл дифференциации и интеграции? Такой гра­ницей служит достигнутая противоположность между двумя элемен­тами рассматриваемой системы: непрерывная дифференциация эле­ментов системы возможна лишь в пределах достигнутых между ними противоположностей. Следовательно, конечным итогом дифферен­циации выступает образование двух противоположных подсистем, каждая из которых синтезирует элементы, обладающие функциональ­ными качествами, противоположными качествам элементов другой подсистемы [22].

Принципы диалектики как философской теории движения нахо­дят свое развитие в трех ее универсальных, или основных, законах: взаимоперехода количественных и качественных изменений, столк­новения противоположностей и отрицания отрицания. Взятые вмес­те, они раскрывают важнейшие черты процесса самодвижения дей­ствительности.

Закон взаимоперехода количественных и качественных измене­ний относится к теории диалектики, прежде всего, потому, что он описывает уже не столько процесс сохранения качества и количе­ства, сколько момент их взаимоперехода, взаимопревращения друг в друга, показывает отсутствие абсолютной, непроходимой границы между качеством и количеством. Содержание закона раскрывают те же категории, что и первого закона материализма (качество, количество, мера). Специфическую роль играет 

категория скачка, пони­маемая как всеобщая форма перехода от одного качества к другому качеству.

Закон столкновения противоположностей является более точным названием диалектического закона, обычно именуемого законом единства и борьбы противоположностей. Это привычное наименова­ние неудачно в силу двух основных причин. Прежде всего, никакой из важнейших законов диалектики не должен содержать в своей фор­мулировке термин «единство», так как основной смысл всех диалек­тических законов в том и заключается, чтобы нарушить данную сло­жившуюся целостность (единство) и создать новую. Другими слова­ми, диалектика, в отличие от теории материализма, на первое место выдвигает не целостность, не единство, не результат движения и развития, а сам процесс всеобщего изменения, его динамику и стол­кновение противоположных тенденций.

Эту основополагающую черту диалектики ни в коем случае нельзя описать терминами «единство», «целостность» и т.п. Они, вне сомне­ния, весьма значимы для теории движения, но не составляют его отличительную черту, его сущность. Между тем признаки, не отно­сящиеся к сущности, не следует включать в определение описывае­мой предметной реальности и тем самым ставить такие черты на первое место. Иначе подлинно существенный признак важнейшего гносеологического закона философской теории движения - борьба -уходит на второй план. В таком виде - это скорее закон материализ­ма, чем диалектики. В итоге мы получаем эклектическое смешение в формулировке двух фундаментальных и не тождественных друг другу законов теории познания - законов материализма и диалектики. По­добное их смешение и отождествление наблюдается не только в фор­мулировке, но и текстах, которые раскрывают содержание закона «единства и борьбы противоположностей». Там мы постоянно на­блюдаем путаницу диалектических противоположностей с недиалек­тическими, противоречий с непротиворечиями. Термин «борьба» не вписывается в сущностную формулировку центрального закона диалектики по несколько иным соображениям, которые связаны с его очевидной антропоморфностью. «Бороться» могут люди или биоти­ческие существа. Объекты неорганического мира способны сталки­ваться, но не «бороться».

Наиболее существенная черта диалектического взаимодействия противоположностей - их способность превращаться друг в друга. Если же мы встречаемся с такими противоположными сторонами вещи, которые не могут меняться местами и переходить друг в дру­га, то скорее всего мы имеем дело с дополнительными (бинарны­ми), а не диалектическими полярностями. 

В каждой конкретной вещи мы находим, помимо центрального, основного, целую группу противоречий: внутренних и внешних, су­щественных и несущественных. Закон столкновения противоположностей дает ответ на один из двух важнейших вопросов теории познания: почему мир движется, а не находится в состоянии покоя? Основное его содержание заключа­ется, следовательно, в том, что он рассматривает движение как ре­зультат, следствие столкновения диалектических (или диаметраль­но) противоположных сторон, сил и тенденций. Тем самым закон столкновения противоположностей раскрывает самое главное в дви­жении - его источник, причину.

Закон отрицания отрицания описывает цикличность, ритмику процесса движения. Этому закону наименее повезло, и он разрабо­тан слабее остальных законов диалектики. По сути дела, исследова­ны лишь ключевые пункты процесса диалектического отрицания. При этом остается открытым вопрос о применимости закона к деструк­тивным изменениям. Во многом не отработан категориальный аппа­рат третьего закона диалектики. Исходный пункт действия первого цикла закона отрицания отрицания по своему содержанию есть син­кретический процесс или такое движение, в котором тенденции дифференциации и интеграции уравновешивают друг друга. Как син­кретический социальный организм характеризуем мы родовое обще­ство. Аналогично эволюционирует и неживая природа. Известно, что Солнечная система развивается первоначально из газовой туманнос­ти. Эта форма ее существования соответствует синкретическому бы­тию Солнечной системы. Затем наступает период, проходящий под знаком господства дифференциации над интеграцией. В это время образуется Солнце и окружающие ее планеты. Третий период, кото­рый уже наступил, связан с усилением сил взаимного притяжения и может быть рассмотрен как этап интеграции.

Дискуссионным остается вопрос о форме спиралевидного разви­тия. Так, в марксизме-ленинизме полностью господствовало пред­ставление о расширяющейся спирали, не так давно Р.Ф. Абдеев выд­винул, напротив, идею сужающейся спирали. Не исключено, одна­ко, что истина заключается в наличии в реальном мире как первой, так и второй формы спиралевидного развития, их сопряженности и цикличности. Но все это нуждается еще в серьезном обсуждении.

Таким образом, системная гносеология базируется на фундамен­те трех пар всеобщих законов материализма и диалектики.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИЗМА И ДИАЛЕКТИКИ

 

  1. Сохранения качества и количества

  2. Дополнения противоположностей

  3.  Взаимосвязи дифференциации с интеграцией

  1. Взаимоперехода количественных и качественных изменений

  2. Столкновения противоположностей

  3. Отрицания отрицания

К содержанию

Далее

                                                                          Обсудить книгу на форуме

Hosted by uCoz