Центральную область (ядро) современной гносеологии образует тот органический синтез теорий материализма и диалектики, который достигнут философской мыслью в конце второго тысячелетия нашей эры. Их интеграция, первоначально осуществленная К. Марксом и Ф. Энгельсом, привела к существенной перестройке материализма и диалектики. Причем доминантную роль в этой новой целостности стал играть материализм. Так, основным гносеологическим вопросом стал вопрос о первичности-вторичности материи-сознания, а не вопрос о приоритете (абсолютности) движения или покоя. Соответственно ведущим здесь выступает принцип материализма. Именно материализм есть одно из двух основных направлений в философии, в то время как диалектика и метафизика самостоятельных, основных направлений в теоретическом мировоззрении не составляют; поэтому деление философских взглядов на диалектические и метафизические имеет для мировоззрения производный и в этом смысле вторичный характер [1].
Ключевыми в рамках гносеологии выступают принципы материализма и диалектики. Последние находят свое адекватное выражение в двух важнейших вопросах теории познания. И поскольку современная (материалистическая) теория познания есть синтез теорий материализма и диалектики, постольку в первом приближении мы вправе выделить в ней две такие фундаментальные проблемы, сформулировав их в форме следующих вопросов: 1) что первично-вторично материя или сознание; 2) что доминирует во взаимосвязи движения и покоя?
Возможны три варианта ответа на каждый из этих вопросов. Так, проблема первичности-вторичности материи-сознания в истории философии решалась следующим образом: 1) материя первична, сознание вторично (материализм); 2) сознание первично, материя вторична (идеализм); 3) оба начала равноправны (дуализм). Проблема взаимосвязи движения-покоя интерпретировалась так: 1) движение имеет приоритет по сравнению с покоем (диалектика); 2) превалирующее значение имеет покой или круговое движение (метафизика);3) оба начала равноправны (так сказать «методологический» дуализм).
Последний вариант решения характерен для некоторых российских исследователей, по мнению которых «движение и покой могут рассматриваться как атрибуты всего существующего (всех вещей), как состояния, противоположности, переходящие друг в друга» [2]. Между тем движение и покой, подобно материи и сознанию, в буквальном смысле слова не могут переходить друг в друга и не являются полностью равноправными и противоречивыми членами отношения. Правильнее следовать классической традиции интерпретации покоя как частного случая движения [3-4].
Принцип материализма означает необходимость в решении основополагающего мировоззренческого вопроса о взаимосвязи материи и сознания, физического и психического отдавать приоритет материальным факторам бытия и последовательно следовать именно такому, а не иному решению данной фундаментальной онтологической проблемы. Принцип предполагает подход к взаимосвязи материи и сознания как к реальностям первичной и вторичной, абсолютной и относительной. Кроме того, взаимосвязь материи и сознания дополнительна, не диалектична, что выражается в общей невозможности перехода материи в сознание и, напротив, сознания в материю.
Принцип диалектики базируется на соответствующем решении вопроса о взаимосвязи движения и покоя. В каждой отдельной вещи следует усматривать неразрывное единство движения и покоя, или «подвижный покой». Покой есть постоянство, сохранение тождественности вещи (явления) самому себе или другим вещам (явлениям) в определенном отношении. Если в процессе движения нечто появляется или исчезает, то при покое имеет место противоположное. Чем быстрее движется тело, тем оно более охватывает проходимых мест и тем меньшим временем пользуется для их прохождения (тем более покоится). Если же оно движется с бесконечной скоростью, то «это значит, что: 1) тело находится сразу везде, во всех возможных местах, по которым оно только может проходить; 2) эти места, хотя бы их было и бесконечное количество, как бы уже не существуют для движущегося тела, так как оно имеет их сразу при себе; 3) что, следовательно, движение бесконечно скоро движущегося тела равносильно его покою, ибо нет такого места, куда бы оно еще могло продвинуться». Таким образом, «движение и покой здесь и различны между собой и тождественны» [5], но при этом движение является абсолютным, а покой - относительным факторами их взаимосвязи.
Каждая из двух основных гносеологических проблем раскрывается в теории познания в форме практически неограниченного множества вопросов и ответов, которые с большей или меньшей тщательностью аргументируются. Материализм, по преимуществу, отвечает на первый, диалектика - на второй из этих вопросов. При этом и материализм и, диалектика представляют собой как теорию, так и метод духовно-практического освоения мира (реальности).
Каждый из принципов теории познания находит свое конкретное воплощение в трех универсальных законах материализма и диалектики (их изложение будет дано ниже). Как принципы, так и законы для своего адекватного понимания должны использовать значительный круг философских понятий и категорий, которые несут различную теоретико-методологическую нагрузку, т.е. выполняют различные функции. Одни категории лежат в основе самого понимания данного принципа или закона, другие раскрывают их специфические черты (свойства, связи).
Так, принцип материализма опирается на понятие (категорию) материи. Свое специфическое ключевое понятие есть и у принципа диалектики. Правда, несмотря на безбрежное количество работ, посвященных диалектике как теории и методу, все еще ведется полемика по вопросу о том, какое именно понятие лежит в ее фундаменте. Пожалуй, наиболее часто диалектику определяют как учение о развитии. При этом понятию развития придается весьма неопределенный смысл. То его употребляют как синоним термина «движение», то в несвойственном ему аксиологическом плане (как процесс движения от низшего к высшему), неоправданно социологизируя развитие и отождествляя его с оценочной категорией прогресса. Между тем категориальное значение имеет в данном случае понятие движения как изменения вообще.
Может, правда, возникнуть следующий вопрос: почему в отношении теории материализма не существует проблема его фундаментального понятия, в то время как важнейшее понятие диалектики остается все еще не вполне определенным? Думается, основная теоретико-познавательная причина заключается в том, что исследователи не всегда отдают себе отчет в специфичности гносеологических и аксиологических принципов, законов и категорий, допуская их неоправданное смешение. В результате диалектику объявляют учением о развитии, последнее же понимается как движение от низшего к высшему. Что же получается? В основу теории познания, которая по своей сущности является гносеологией, а отнюдь не аксиологией, кладется оценочное, антропоморфное понятие развития. Тем самым уже исходные посылки материалистической диалектики оказываются изложенными недостаточно корректно, что иногда влечет за собой последующую цепь ошибочных философских суждений и умозаключений.
Кроме того, существуют некоторые языковые трудности. Если от понятий материи и материального легко образуются отображающие их теоретические значения (материализм и материалистический), то от понятий «движение» и «движущийся» аналогичные производные образовать невозможно. В результате возникает чисто языковая необходимость использования новых слов, способных в полной мере удовлетворить потребности научно-философской теории.
Полноценным отображением движения (движущегося) как предмета выступает понятие диалектики (диалектического). При этом этимологические различия рассматриваемых терминов не имеют существенного значения. Таким образом, диалектика есть отображение (теория, рефлексия) процесса движения как своего предмета. Поэтому в данной работе всегда, когда будут использоваться термины «диалектика» и «диалектический», речь пойдет об отображении процесса движения.
Важно иметь в виду, что содержание диалектики и метафизики имеет исторический характер. К диалектической сегодня относится только такая теория (метод), которая непременно доводит понимание движения до его наиболее завершенного и законченного вида (в первую очередь признает его тотальную противоречивость, универсальность и спиралевидность). С этой точки зрения, любая абсолютизация той или иной стороны диалектики является фактически метафизикой. В прошлом теоретическая модель диалектики и метафизики была несколько иной. Диалектическими мы вправе считать ряд исторических учений, в большей или меньшей степени признававших наличие движения и развития, наличие противоречий и динамичных связей между вещами. В таком, более широком, смысле диалектика присуща уже мировоззрению рабовладельческого общества. Однако, в значительной мере, их мировоззрение было также метафизичным, ибо, наряду с догадками о текучести, изменчивости бытия, у древних мыслителей достаточно часто встречаются и противоположные, т.е. метафизические суждения. В данной связи целесообразно выделить отличительные особенности классической и современной метафизики и идеализма.
Остановимся на тех чертах метафизики и диалектики, которые можно считать классическими в домарксистской философии.
Первая такая черта метафизики заключается в том, что именно покою, а не движению придается превалирующее значение. Метафизический способ мышления из-за покоя вещей нередко забывает их движение. Это представление тесно связано с пониманием процесса развития как движения по кругу. Развитие как поступательный процесс тем самым фактически отрицалось. При этом не существенно, слагается ли подобный круговой процесс из чисто количественных или, напротив, качественных, скачкообразных изменений. Диалектики, со своей стороны, придавали превалирующее значение движению. Так, великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, преобразовании и развитии. Развитие как усложняющийся процесс движения диалектика рассматривала в качестве особого его вида. Но для идеалистов это было движение и развитие не самого материального мира, а какой-либо мистической духовной субстанции: абсолютного духа, энергии, мыслей субъекта и т.д. В результате все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений была совершенно извращена [3, с. 21, 24].
Вторая существенная черта метафизики заключается в ошибочном понимании источника движения. В качестве такового в ней рассматривается какая-либо внешняя сила (например, божественный первотолчок), лежащая, следовательно, за пределами данного предмета или явления. Так, по мнению основоположника эмпирико-материалистической теории познания Нового времени Д. Локка, «бог может положить конец всему движению материи, привести все тела вселенной в состояние полного покоя и сохранять их в таком положении столько времени, сколько ему будет угодно». Согласно Локку, конкретные тела могут воздействовать друг на друга исключительно через толчок и никак иначе. Мыслитель откровенно признавался, что не в состоянии «представить себе какого-либо иного способа их взаимодействия» [7 - 8]. Гипотеза «первоначального толчка» в сущности содержит в себе идею о сотворении движения и свидетельствует о непоследовательности метафизического материализма. Материалисты до Маркса видели в природе и обществе нечто неизменное и лишенное существенных противоречий. Метафизика редуцирует материю к неизменной субстанции, лишенной внутренней активности, некоей косной массе, которая приводится в движение внешней силой. Это представление является неправомерным перенесением законов механики на все формы движения материи. В механике в качестве причины движения тела выступает некоторая внешняя сила, как результат воздействия другого тела. Такой подход допустим при изучении простейших процессов, связанных с изменением положения тела в пространстве, но он неприменим при исследовании коренных, качественных изменений тел.
Диалектика до Маркса, хотя и усматривала источник движения в борьбе противоположностей внутри самих явлений, однако всеобщий характер приписывала изменениям идеальных сущностей.
Третья черта домарксовского материализма - его механистический характер, т.е. стремление объяснять все многообразные природные и социальные процессы законами лишь механической формы движения материи. Между тем последняя, во-первых, лишь одна из пяти основных форм движения материи и, во-вторых, она сравнительно элементарная и простая. Если метафизический материализм придал всему мировому движению механистический характер, то идеалистическая диалектика, напротив, очеловечила (объективный идеализм) и психологизировала (субъективный идеализм) его. Процесс всеобщего изменения рассматривался ею преимущественно с точки зрения высшей, т.е. общественной, формы движения материи. Однако подлинным субстратом исторического процесса признавалось исключительно мышление. В результате всеобщие законы не выводятся из природы и истории, а навязываются им как законы мышления.
Социальные процессы рассматриваются изолированно от условий материальной жизни общества, вне их детерминированности объективной логикой исторического развития. Психологические механизмы и субъективные побудительные мотивы превращаются в конечном итоге в самостоятельные и даже определяющие движущие силы истории. Из всей совокупности общественных связей в качестве основных выделяются межиндивидуальные, межличностные отношения, в то время как материальные, производственные, социально-экономические и классовые либо исследуются лишь с точки зрения их зависимости от первых, либо остаются вовсе за рамками философского анализа [9].
Четвертая черта старого материализма заключается в непоследовательности и ограниченности. Материалистически объяснялась лишь природа, но не общественная жизнь. Источник развития общества усматривался в духовных, идеальных факторах: в сознательной деятельности исторических личностей (королей, императоров и др.), в чувствах и страстях людей. Материальная обусловленность духовной жизни людей не была понята адекватно. Не отличалась последовательностью и идеалистическая диалектика. В частности, это относится к пониманию развития как поступательного движения. Так, высшая точка развития общества у Гегеля - конституционная монархия; высший этап развития философии - его собственная философская система и т.д. Кроме того, вся сложная и целостная социальная форма движения материи была сведена исключительно к движению мышления (объективного духа или сознания человека). Глубочайшие материальные и экономические факторы развития во внимание не принимались.
На определенном этапе метафизический метод сыграл положительную роль. В этот период он оказался единственно научным, поскольку какого-либо другого способа философского мышления в то время просто не существовало. Совсем иную оценку даем мы метафизическому образу мышления после возникновения материалистической диалектики. Метафизика теряет ореол научности и прогрессивности. В XX в. во всем мире возрастает интерес к диалектическим и материалистическим идеям. Все реже встречается классическое отрицание абсолютного характера движения, не исключается и возможность развития как поступательного движения применительно не только к природе, но и к обществу. Однако это развитие все же иногда понимается как круговое. В то время как последовательная диалектика исходит из спиралевидного характера движения в природе и обществе.
Все сказанное ранее позволяет констатировать, что в ходе исторического развития метафизика претерпевает весьма существенные изменения, характер которых нуждается в специальном изучении. В данной связи трудно не согласиться с тем, что в литературе эволюции метафизического способа мышления как в советский, так и в постсоветский период не уделяется должного внимания. По-видимому,
современную метафизику отличают такие характерные черты, как эклектика, софистика и плюрализм,
которые взаимно предполагают и дополняют друг друга [10 - 11]. В качестве двух крайних форм современной метафизики мы вправе рассматривать догматизм и релятивизм.
В современном понимании, исходящего из традиций марксистской методологии, термины «материализм» и «диалектика» имеют отчетливо выраженную позитивную окраску, тогда как понятия «идеализм» и «метафизика» несут на себе печать определенного негативизма. В целом для подобного рационального и эмоционального оценивания есть достаточные основания, ибо материализм и диалектика объективно стоят ближе к науке и истинной практике человечества, нежели идеализм и метафизика. И все же абсолютизировать эти рационально-эмоциональные ориентации было бы ошибочно. Во-первых, в истории философии материализм нередко принимал крайне плоские формы (гилозоизм, вульгарный материализм). Во-вторых, и это самое главное, измерения материализм-идеализм и диалектика-метафизика оказываются вечными измерениями философии. Иными словами, пока существует философское мировоззрение, будут существовать и эти два ее измерения, две ее «оси», на которые опирается все содержание философских теорий. И в наше время, и в будущем человек будет отражать мир не только материалистически и диалектически, но также идеалистически и метафизически, даже если последние две характеристики будут намного менее выраженными, чем две первые. Субъект никогда не сможет отобразить истину мира в ее подлинной целостности и аутентичности, ввиду ограниченности собственных познавательных и практических возможностей и постоянным изменением самого объективного бытия (движущейся материи). Всякий же неполный охват сознанием внешнего мира является метафизикой. Одновременно абстрагирование общих черт мира от конкретности его строения содержит в себе возможность «отлета» мысли от действительности и приводит к ошибочным и неточным представлениям. Сознание нередко служит своеобразным инструментом идеального конструирования мира, превращаясь как бы в автономный субъект бытия, что объективно заключает в себе гносеологические корни для постоянной реанимации идеалистических представлений. Из всего сказанного следует, что неверно было бы преувеличивать позитивный смысл понятий материализма и диалектики и негативную значимость понятий идеализма и метафизики.
Итак, фундаментальными категориями теории познания выступают понятия материи и движения, которые находят свое адекватное воплощение в принципах материализма и диалектики. Последние, в свою очередь, приобретают завершенное научно-мировоззренческое значение, будучи соединенными с соответствующими законами.
Существует прямая корреляция между всеобщими законами диалектики и законами материализма. Первый из законов материализма - сохранение качества и количества - имеет общие и специфические черты по отношению к закону взаимоперехода количественных и качественных изменений. Согласно первому закону материализма, материя и движение, несмотря на постоянные качественно-количественные изменения, все же остаются самими собой, они несотворимы и неуничтожимы.
Закон сохранения качества и количества вещей находит свое подтверждение во все большем числе научных фактов и экспериментов. Установлено, в частности, предельное (конечное) число атомов во Вселенной - верхняя граница 10100; предельное время существования нашей Вселенной (оно оценивается величиной 102" сек); согласно теории относительности конечна допустимая скорость физических объектов - не более 3 • 108 м/сек [15]. По-видимому, неизменно также количество массы и энергии, присущих движущейся материи, философский характер первого закона материализма определяется в первую очередь, подлинной его всеобщностью -действием как в природе, обществе, так и в человеческом мышлении.
Второй всеобщий закон материализма - закон дополнения противоположностей. В нем фиксируется тот факт, что любое материальное образование имеет двойственную природу. Фундаментальность закона дополнения противоположностей определяется тем, что он в равной степени присущ всем уровням организации материи. Этот закон непосредственно коррелирует с универсальным диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Однако закон дополнения противоположностей обладает известной спецификой. Дополнительные противоположности в целом не носят диалектического характера, т.е. не могут взаимопереходить друг в друга, меняться местами (точнее, диалектика, взаимопереходы имеют здесь второстепенное значение).
Иными словами, не всякое соединение противоположностей образует собой движущее противоречие. Момент самодвижения отсутствует, например, в объединении противоположностей такого типа, как верх-низ, правое-левое и им подобным. Существенная особенность атрибутов материи - пространства и времени - отсутствие у них эквивалентных антиподов и невозможность их перехода в свою противоположность, они также фактически невыводимы друг из друга [16 - 17]. Типичным примером служит молекула воды - Н20. Она состоит из двух относительно самостоятельных компонентов - водорода и кислорода, которые, во-первых, не могут переходить друг в друга и, во-вторых, всегда находятся в строго неравных пропорциях: атомов водорода должно быть ровно в два раза больше, чем атомов кислорода. Это их взаимоотношение абсолютно. Невозможна ситуация, чтобы в молекуле воды количество атомов кислорода было бы равным или же большим по количеству, чем атомов водорода. Именно к таким полярностям применимо положение Н. Бора о том, что противоположности не противоречивы, а дополнительны. В современной науке принцип дополнительности получает все большее признание.
Полярность бытия находит свое адекватное выражение в парном характере отражающих ее категорий. При этом все противоположности, в первом приближении, разделяются на диалектические, или противоречивые, и дополнительные, или непротиворечивые. Специфика первых выражается в законе единства и борьбы противоположностей, специфика вторых - в законе дополнительности. Дополнительными выступают атрибуты каждого материального или духовного образования: материя и движение, пространство и время, взаимодействие и отражение, день и ночь, правое и левое и др. Если закон единства и борьбы противоположностей представляет собой ядро диалектики, то закон дополнения противоположностей играет аналогичную роль в теории материализма. Последний в целом не выражает собой противоречие, первый не есть взаимоотношение дополнения. Между тем в философской литературе эти два мировоззренческо-методологических принципа постоянно смешивают. Особенно сказанное касается тех сторон бытия, которые, взаимно предполагая, дополняют и при этом не противоречат одна другой. Их же нередко рассматривают в качестве «диалектически противоречивых».
Гносеологической основой отождествления двух фундаментальных видов противоположностей служит отсутствие между ними абсолютной границы. Так, диалектические противоположности не только противоречат, но и дополняют друг друга, находятся не только в состоянии борьбы, но и единства. Скажем, северный и южный полюсы магнита, ассимиляция и диссимиляция, рабовладельцы и рабы, дифференциал и интеграл не только исключают, но и одновременно предполагают друг друга, связаны нерасторжимым единством.
Следовательно,
во взаимоотношении противоречивых противоположностей абсолютным моментом оказывается борьба, напротив, во взаимосвязи непротиворечий абсолютно их единство.
Третий основной закон условно назовем законом взаимосвязи дифференциации с интеграцией. Основной смысл этого закона заключается в описании циклического характера существования любого материального образования, функционирование которого предполагает три специфических состояния: синкретическое, дифференцированное и интегрированное. Эта цикличность и ритмика - общая закономерность существования природы, общества и мышления.
Третий закон материализма базируется на двух противоположных и одновременно взаимодополняющих друг друга закономерностях: дифференциации и интеграции. Возможны три варианта их взаимосвязи, что обусловливает аналогичное число сменяющих друг друга циклов. Первый из них предполагает период синкретического состояния данного материального образования, когда ни дифференциация, ни интеграция не имеет приоритет одна перед другой. В рамках второго цикла доминирующее значение приобретает импульс дифференциации. Наконец, в границах третьего цикла превалирует интегративная закономерность. Эта стадия выступает в качестве первого цикла нового витка спирали. И так до бесконечности, если иметь в виду способ существования природы, общества и мышления в целом.
Будучи фундаментальными закономерностями вечно движущейся материи, процессы дифференциации и интеграции есть нечто бесконечное. Однако каждый конкретный вид этих процессов есть величина конечная, так как конечны любые параметры реально существующего объекта. Что же служит той границей, где завершается каждый отдельный цикл дифференциации и интеграции? Такой границей служит достигнутая противоположность между двумя элементами рассматриваемой системы: непрерывная дифференциация элементов системы возможна лишь в пределах достигнутых между ними противоположностей. Следовательно, конечным итогом дифференциации выступает образование двух противоположных подсистем, каждая из которых синтезирует элементы, обладающие функциональными качествами, противоположными качествам элементов другой подсистемы [22].
Принципы диалектики как философской теории движения находят свое развитие в трех ее универсальных, или основных, законах: взаимоперехода количественных и качественных изменений, столкновения противоположностей и отрицания отрицания. Взятые вместе, они раскрывают важнейшие черты процесса самодвижения действительности.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений относится к теории диалектики, прежде всего, потому, что он описывает уже не столько процесс сохранения качества и количества, сколько момент их взаимоперехода, взаимопревращения друг в друга, показывает отсутствие абсолютной, непроходимой границы между качеством и количеством. Содержание закона раскрывают те же категории, что и первого закона материализма (качество, количество, мера). Специфическую роль играет
категория скачка, понимаемая как всеобщая форма перехода от одного качества к другому качеству.
Закон столкновения противоположностей является более точным названием диалектического закона, обычно именуемого законом единства и борьбы противоположностей. Это привычное наименование неудачно в силу двух основных причин. Прежде всего, никакой из важнейших законов диалектики не должен содержать в своей формулировке термин «единство», так как основной смысл всех диалектических законов в том и заключается, чтобы нарушить данную сложившуюся целостность (единство) и создать новую. Другими словами, диалектика, в отличие от теории материализма, на первое место выдвигает не целостность, не единство, не результат движения и развития, а сам процесс всеобщего изменения, его динамику и столкновение противоположных тенденций.
Эту основополагающую черту диалектики ни в коем случае нельзя описать терминами «единство», «целостность» и т.п. Они, вне сомнения, весьма значимы для теории движения, но не составляют его отличительную черту, его сущность. Между тем признаки, не относящиеся к сущности, не следует включать в определение описываемой предметной реальности и тем самым ставить такие черты на первое место. Иначе подлинно существенный признак важнейшего гносеологического закона философской теории движения - борьба -уходит на второй план. В таком виде - это скорее закон материализма, чем диалектики. В итоге мы получаем эклектическое смешение в формулировке двух фундаментальных и не тождественных друг другу законов теории познания - законов материализма и диалектики. Подобное их смешение и отождествление наблюдается не только в формулировке, но и текстах, которые раскрывают содержание закона «единства и борьбы противоположностей». Там мы постоянно наблюдаем путаницу диалектических противоположностей с недиалектическими, противоречий с непротиворечиями. Термин «борьба» не вписывается в сущностную формулировку центрального закона диалектики по несколько иным соображениям, которые связаны с его очевидной антропоморфностью. «Бороться» могут люди или биотические существа. Объекты неорганического мира способны сталкиваться, но не «бороться».
Наиболее существенная черта диалектического взаимодействия противоположностей - их способность превращаться друг в друга. Если же мы встречаемся с такими противоположными сторонами вещи, которые не могут меняться местами и переходить друг в друга, то скорее всего мы имеем дело с дополнительными (бинарными), а не диалектическими полярностями.
В каждой конкретной вещи мы находим, помимо центрального, основного, целую группу противоречий: внутренних и внешних, существенных и несущественных. Закон столкновения противоположностей дает ответ на один из двух важнейших вопросов теории познания: почему мир движется, а не находится в состоянии покоя? Основное его содержание заключается, следовательно, в том, что он рассматривает движение как результат, следствие столкновения диалектических (или диаметрально) противоположных сторон, сил и тенденций. Тем самым закон столкновения противоположностей раскрывает самое главное в движении - его источник, причину.
Закон отрицания отрицания описывает цикличность, ритмику процесса движения. Этому закону наименее повезло, и он разработан слабее остальных законов диалектики. По сути дела, исследованы лишь ключевые пункты процесса диалектического отрицания. При этом остается открытым вопрос о применимости закона к деструктивным изменениям. Во многом не отработан категориальный аппарат третьего закона диалектики. Исходный пункт действия первого цикла закона отрицания отрицания по своему содержанию есть синкретический процесс или такое движение, в котором тенденции дифференциации и интеграции уравновешивают друг друга. Как синкретический социальный организм характеризуем мы родовое общество. Аналогично эволюционирует и неживая природа. Известно, что Солнечная система развивается первоначально из газовой туманности. Эта форма ее существования соответствует синкретическому бытию Солнечной системы. Затем наступает период, проходящий под знаком господства дифференциации над интеграцией. В это время образуется Солнце и окружающие ее планеты. Третий период, который уже наступил, связан с усилением сил взаимного притяжения и может быть рассмотрен как этап интеграции.
Дискуссионным остается вопрос о форме спиралевидного развития. Так, в марксизме-ленинизме полностью господствовало представление о расширяющейся спирали, не так давно Р.Ф. Абдеев выдвинул, напротив, идею сужающейся спирали. Не исключено, однако, что истина заключается в наличии в реальном мире как первой, так и второй формы спиралевидного развития, их сопряженности и цикличности. Но все это нуждается еще в серьезном обсуждении.
Таким образом, системная гносеология базируется на фундаменте трех пар всеобщих законов материализма и диалектики.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИЗМА И ДИАЛЕКТИКИ
|
|