Сознание (духовное, ментальное) есть идеальный (нематериальный) процесс, характеризующий деятельность человека и животного. Следовательно, отличительный признак сознания, равно как и его атрибутов, - идеальность. К атрибутам сознания относятся язык и мышление.
В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В последнем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семантику. При последовательном проведении подобной линии недолго прийти к умозаключению о возможности существования сознания и мышления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгляды действительному положению дел? Как справедливо заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осознанию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тогда, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреплены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собственные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент - лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, для меня осознанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» [1].
Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы знаков, используемые для коммуникации человека с техническими устройствами) нисколько не меняет основополагающего представления об идеальный сущности языка.
Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функционирует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеальных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации человек реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внешней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактически передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носитель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлениями духовного порядка и может характеризоваться при помощи категории идеального [2 - 3].
Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворечивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождествлять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные метафизические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие лингвисты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания - типичное явление в рамках отечественной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
Единство сознания, языка и мышления, как отмечалось, обусловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отношению к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, которая вытекает из их функциональной спецификации.
Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключается в том, что язык - более устойчивая сторона, мышление - процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, превращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (слова, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) известны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передаются [6]. Суть духовного общения заключаются в том, что говорящий создавая то или иное речевое произведение посредством языковых единиц, в состоянии возбудить у адресата ту мысль, которая выражалась у него, когда он создавал это речевое произведение [7].
До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невербальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуникации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
Итак, в отечественной и философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуникативная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуникативность - чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Полагаем, что таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Обозначим этот признак в качестве герменевтической (понимающей) функции языка. Таким образом, язык выполняет герменевтическую функцию. Иными словами,
язык суть герменевтическое сознание. Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.
Мышление представляет собой более динамичный, по сравнению с языком, способ существования сознания.
Подобно языку, представление о мышлении в современной науке и философии не всегда является адекватным. Иногда оно сводится фактически к абстрактно-теоретическому уровню сознания и познания.
Мышление - это весьма сложная биосоциальная система. Известна, в частности, склонность человека к чувственно-образному или абстрактно-символическому мышлению, которая связана с относительным преобладанием в его психической жизни первой или, напротив, второй сигнальной системы. Преобладание первой сигнальной системы выступает предпосылкой для формирования личности художественного типа мышления. Относительное доминирование второй сигнальной системы является соответствующей предпосылкой; для формирования человека мыслительного типа. Наконец, приблизительно равное их представительство есть основа третьего, среднего типа людей, который, по-видимому, опирается на особую, третью сигнальную систему.
Следует, однако, иметь в виду, что вторая сигнальная система у человека в целом всегда преобладает над первой, поскольку роль речи (языка) и понятийного мышления в деятельности людей является решающей и процессы отражения человеком действительности опосредствуются его мыслями, выраженными словесно. Поэтому мышление людей художественного типа объективно представляет собой интеллектуальную деятельность в форме словесных образов (поэзия, проза и т.п.). Со значительным перевесом первой сигнальной системы человеку приходится иметь дело в сравнительно редких случаях: в самом раннем детстве или глубокой старости, а также в сновидениях с их бурной эмоциональностью и хаотической образностью, выходящей из-под контроля мышления [9, с. 449]. Субстратом мышления является весь мозг человека и животного и, прежде всего, кора больших полушарий.
Сознание как глубоко специфический, субъективный и уникальный фактор реальности внутренне противоречиво. Наибольшие различия складываются здесь между его светлым и темным спектрами. Для характеристики светлого сектора сознания чаще всего используются понятия рационального, осознанного, суперсознательного. Темный спектр выражают понятиями нерационального, неосознаваемого, подсознательного, иррационального. В данной работе для описания сторон основного диалектического противоречия сознания будут использованы термины «рациональное» и «иррациональное».
Степень осознания различных компонентов психических процессов, как и внешней действительности, бывает разной. Полагают, что зона максимально ясного сознания в духовной деятельности сравнительно невелика; за ней идет полоса просто ясного сознания, а потом - минимального сознания, за которым следует уже неосознанное (иррациональное). К иррациональному (нерациональному) следует отнести все то, что не находится в спектре ясного сознания и не может быть легко извлечено из памяти. По своему содержанию иррациональное совпадает с теми явлениями, которые принято прежде всего относить к области бессознательного: сновидения, гипнотические состояния, состояния сомнабулизма и невменяемости. Кроме того, в сферу иррационального правомерно отнести инстинктивное, безусловно-рефлекторное поведение человека и животного. Подобно любым другим явлениям сознания и психики, они связаны как с физиологическими, так и с нервно-психическими процессами и порождают у человека и животного подсознательные переживания (эмоции, волевые импульсы), которые позже могут попасть из темного в светлый фокус сознания [14].
О тесной и непосредственной связи иррационального (подсознательного) с сознанием человека свидетельствуют многочисленные факторы формирующих социальных воздействий на бессознательное. Полученные субъектом неосознаваемые им социальные установки затем становятся иррациональным фактором поведения человека. Так, все шире стал практиковаться показ специальных кадров, рекламирующих какой-либо товар (в частности во время киносеансов), появляющихся на экране в течение столь краткого мгновения (менее 0,05 с), что человеческий глаз их не воспринимает. Тем не менее показанная информация усваивается, о чем свидетельствует повышение спроса на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению почти в два раза [17, с. 226].
Человек не вполне рационален в своих чувствах и взглядах, мнениях и поступках. Он весьма неуютно чувствует себя в стерильной исключительно рациональной среде. Каждый раз, оказываясь в чрез-) мерно рационализированной ситуации, человек мгновенно вырабатывает иррациональное поведение. И чем рациональнее становится общество, тем больше человек допускает иррациональных актов [18].
Есть основания считать, что сами физиологические механизмы духовной деятельности устроены таким образом, что предполагают наличие особых субстратов как для рационально-осознаваемых, так и иррационально-бессознательных сторон сознания и мышления. Нам известно, что переработка информации на уровне подсознания происходит со скоростью 109 бит в секунду, а на сознательном только 102 П 7,с.223].
Итак, рациональные и иррациональные импульсы постоянно сталкиваются между собой в сфере сознания субъекта (человека и высших животных). Эта борьба, однако, никогда не приводит к победе одной из сторон сознания. Именно поэтому действия и поступки человека и человеческих общностей в конечном счете не бывают только рационально-осознанными, либо только иррационально-бессознательными. Оба рассматриваемых фактора сознания находятся в единстве, которое, вместе с тем, глубоко диалектично, изменчиво и противоречиво.
Перейдем, далее, к вопросу о структуре сознания. Проблема структурирования последнего в конце XX столетия все больше привлекает к себе внимание ученых и философов всего мира. Однако развернутых и хорошо обоснованных концепций структуры сознания так и не было сформировано, что явилось серьезным препятствием на пути методологически адекватного изучения духовно-психических процессов. На это указывают как отечественные, так и зарубежные специалисты [20]. Мы возьмем за основу концепцию сознания, недавно предложенную в отечественной психологической науке. В ней к структуре сознания отнесены три его вида: сенсорное, семиотическое и семантическое [21].
Сенсорное сознание основывается на прямых показаниях чувств субъекта и его можно исследовать в качестве относительно автономной системы. По-видимому,
отличительная особенность сенсорного сознания -его символический (или знаково-символический) характер.
Иными словами, сенсорное сознание представляет собой мышление с помощью символов. Символизация есть процесс замещения реальных вещей, свойств и связей знаками -чувственными, словесными или иными. Другими словами, субъект, обладающий сознанием, ставит между собой и объективно-реальными предметами символ или знак. На роль последних отбираются отнюдь не любые, а удобные предметы. Символ нередко рассматривают как простейшую - иконическую -форму знака или как «неразвернутый» знак. Целесообразно, однако, провести различие между символом и знаком как относительно самостоятельными компонентами в системе сознания.
В широком смысле слова, все три вида сознания - сенсорное, семиотическое и семантическое - носят знаковый характер. Однако, исходя из тезиса о специфичности каждого из рассматриваемых нами видов сознания,
понятие знака следует непосредственно увязывать с центральным из сознаний, т.е. семиотическим, тогда как сенсорное сознание - с символом, а семантическое - со смыслом,
не забывая об условности проводимого разграничения. В этом случае символ и смысл оказываются двумя предельными случаями (проявлениями) знаковости: символ - простейшим образцом его бытия; смысл -наиболее сложной формой существования знака. Чаще всего символ представляет собой конкретно-чувственный зрительный образ, имеющий хотя бы рудимент естественной связи с замещающим. Символ - это воспроизведение, более или менее сходное с обозначаемым (отпечатки пальцев, отпечатки древних животных, фотографии, в определенной степени пиктографические письма). Символ, как правило, содержит в себе наглядный образ.
Таким образом, понятие символа сближается нами с простейшей формой знака. Символы же, которые далеко отрываются от наглядного изображения действительности, следует рассматривать в качестве более сложных форм сознания, т.е. как семиотические знаки или смысловые образы. Знаки и смыслы, в отличие от символов, не обязаны иметь наглядного сходства с обозначаемым. Отсутствие сходства знака с предметом создает беспредельные возможности для обобщения вещей, предметов или объектов, для мысленного выделения и абстрагирования у них общих и существенных свойств и связей.
Вторым структурным уровнем выступает семиотическое сознание, которое представляет собой мышление с помощью знаковых систем.
Знак - это чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования.
Третьим структурным комплексом в единой системе сознания является семантическое сознание - т.е. мышление смыслами.
Оно неразрывно связано с различными языково-речевыми вербальными конструкциями, которые слагаются из слов. Семантическое сознание - фактически высший уровень в структуре сознания. В полной мере оно становится возможным при наличии не просто любого языка, но лишь развитой человеческой речи.
Итак, логический алгоритм категории сознания выглядит следующим образом.
СОЗНАНИЕ |
||
ЯЗЫК |
ПОДСОЗНАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ |
СЕНСОРНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ |
Логика изложения философии методом универсального логического алгоритма такова, что каждый последующий раздел есть теория одного из атрибутов предшествующей категории. Если свести все вышеизложенное в единую схему, то один атрибут будет естественным образом вытекать из другого в следующем порядке.
РЕАЛЬНОСТЬ |
|||
ПЕРВИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ |
ВТОРИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ |
||
МАТЕРИЯ - ДВИЖЕНИЕ |
ПСИХИКА - СОЗНАНИЕ |
||
ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТРАЖЕНИЕ |
КОД СИГНАЛ |
ЯЗЫК |
К содержанию |