Как и теория познания, социально-философская антропология также начинается с исходного понятия реальности в ее специфическом преломлении применительно к сфере аксиологии. Для характеристики этой специфики чаще всего используются термины «общественная», «человеческая» или «ценностная» реальность. Во многих случаях указанные понятия трудно разграничить, так как они совпадают по своему смыслу, но все же не являются полностью тавтологичными и синонимичными, поскольку входят в различные категориальные блоки. В частности, понятие «общественная реальность» обретает категориальное значение в неразрывной связи с понятием внеобщественной, т.е. природной реальности. Ценностная реальность коррелирует с понятием познавательной реальности.
Человеческая реальность есть часть более объемной общественной реальности, одна из ее разновидностей, хотя и единственная, которая достоверно известна нам на сегодняшний день. Тем не менее изучение ее наукой и философией дает возможность не только постигнуть закономерности собственно человеческого бытия, но и сделать определенные выводы о законах функционирования и развития общественной формы движения материи в целом.
Философская концепция должна начинаться с такого понятия, которое первоначально содержит в себе и сущность и все ее проявления. В мировой и отечественной философии в подобном значении используется целый ряд понятий: социальная форма движения материи и ценностная реальность, общество и общественно-экономическая формация, цивилизация и культура и др. Все они в чем-то идентичны по своему смысловому содержанию, но нетождественны. Так, категориальное значение термин «общественная форма движения материи» обретает в связи с основными формами движущихся материальных систем: биотической, химической, физической и механической. Смысловое содержание ценностной реальности адекватным образом раскрывается только в единстве с познавательной реальностью. Для системной аксиологии роль исходного, предпосылочного способно играть понятие общественно-экономической формации, или формационной реальности.
Всякая ценностная реальность существует в виде конкретно-исторического типа общества или как определенная экономическая формация. Действительно, невозможно такое состояние социума, которое не являлось бы каким-либо типом или видом формации. Понятию общественно-экономической формации в рамках социальной философии нечего противопоставить, у него нет соотносительного понятия. Правда, в границах целостной философской онтологии понятие формационной реальности все же можно соотнести с понятием внеформационной, т.е. природной, реальности.
По своему содержанию социальная антропология (философская теория оценки) вбирает в себя тот круг проблем, который ранее связывали с историческим материализмом, социально-философскими вопросами, философской антропологией. Безусловно, наименование второй центральной части теоретического мировоззрения как «исторического материализма» не было удачным, ибо в рамках одной философской системы не может существовать «двух материализмов». Поэтому область социально-мировоззренческого осмысления проблем человека и общества стали обозначать как курс социальной философии. Правда, и это наименование не является вполне удачным, ибо как может существовать «внесоциальная» философия? Все же ввиду широкого использования этого термина, оставим его в качестве рабочего. Для нынешнего состояния курса социальной философии характерна все нарастающая его аморфность, отсутствие логических переходов от одной темы к другой и постоянное досадное смешение метода и методологии гносеологии с аксиологией, знания с оценкой, истины с ценностью, обусловленное непониманием их специфики и особенностей взаимосвязи. Принципы, законы и категории сегодняшнего варианта социальной философии в результате нередко просто соседствуют, вместо того, чтобы обусловливать друг друга.
По своему содержанию социальная философия многопредметна и рамки ее постоянно расширяются. Однако поиски сущности данной теории закономерно приводят к выделению одного-единственного предмета, который должен быть зафиксирован в качестве его основного вопроса. Этот вопрос есть, следовательно, рефлексия (отражение) наиболее важного сектора предметной области социально-философской антропологии (социальной философии). Предметом последней служит ценностная (общественная, формационная) реальность. О важности ее изучения свидетельствует тот эмпирический факт, что всякий контакт человека с миром сопровождается оценкой им окружающей действительности (в рациональной или эмоциональной форме). Поэтому изложение социально-философской системы необходимо начать с изучения мира ценностей и оценок. Что же касается проблем движущих сил истории, различных типов законов общества, то последние, вне всякого сомнения, имеют непосредственное отношение к содержанию социальной антропологии. Однако, будучи по своей сущности теоретической аксиологией, она выполняет, прежде всего, функцию оценки действительности с точки зрения соответствия или несоответствия исторических событий интересам прогрессивного развития человечества. Итак, предметом аксиологии (социальной антропологии) является ценностная реальность. Этот предмет находит свое отражение в виде основного вопроса о том, что является ценностью для субъекта (человека и человечества).
Понятие формационной реальности имеет для теоретической аксиологии огромное методологическое значение. Оно вбирает в себя содержание всего того, что мы связываем с понятиями человека и общества, общественной формой движения материи и ценностным бытием, цивилизацией и культурой, техно- и социосферой и т.д. Наиболее кратко
формационную реальность можно определить как универсальное бытие общественной формы движения материи (ценностной реальности, общественной субстанции).
Элементарными клеточками формационного существования выступают рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и др. В основе их функционирования лежит соответствующий способ производства материальных и духовных благ. Их смена влечет за собой коренные преобразования формационной реальности и обретение ею нового вида. В самом общем плане существует два принципиально различных способа производства и, соответственно, два типа формаций: неантагонистический и антагонистический. Первый связан с наличием таких экономических отношений, где превалирует общественная собственность на средства производства; второй предполагает, что основная доля средств производства принадлежит не всему, а части общества (его меньшинству).
К всеобщим атрибутам формационной реальности относятся общественное отношение и деятельность. Последние суть фундаментальные способы существования общества, и в этом заключается их наиболее глубокое единство. Отношение и деятельность являются двумя равноправными способами существования формационной реальности. При этом, конечно же, человек и общество обладают не только атрибутивными (наиболее существенными), но и неатрибутивными качествами.
Будучи особыми способами бытия общественной субстанции, отношение и деятельность обладают специфическими социальными функциями: отношение фактически играет роль субстрата (материала, подкладки, состава, базиса), т.е. устойчивой стороны формационной реальности, в то время как деятельность выражает ее процессуальное бытие, следовательно, способность социальной субстанции к изменению и динамичному развитию.
Таким образом, основное различие деятельности и отношения определяется особенностями их бытия как по преимуществу динамичных, изменчивых и устойчивых, статичных форм общественной связи. Наиболее существенное отличие отношения от деятельности заключается, следовательно, в том, что акцент переносится на повторяющиеся и относительно устойчивые связи. Динамичный, диалектический характер общественных процессов отступает здесь на второй план. Напротив, деятельностный подход акцентирует внимание на диалектически противоречивом процессе общественного самодвижения, который постоянно выходит за рамки уже сложившихся отношений, утвердившихся в ходе становления и развития данной общественно-экономической формации, государства или социального организма.
Итак, человеческое существование двояко: оно устойчиво и одновременно изменчиво, или, другими словами, проявляется прежде всего в формах отношения и деятельности. Будучи основополагающими способами человеческого бытия, отношение и деятельность существуют и изменяются не сами по себе, а в непосредственной зависимости от всех тех процессов и состояний, которые присущи данному обществу. Так, смена одной экономической формации или исторического этапа другим происходит как результат социальной революции, предполагающий качественный скачок во всех важнейших элементах ценностной реальности, что приводит к появлению новых форм человеческой деятельности и отношения. В свою очередь, кардинальные изменения в обществе совокупных общественных связей - непосредственная причина революционного обновления данной надбиологической системы.
Момент абсолютности разграничения деятельности и общественного отношения обусловлен особенностью существования единой формационной реальности и отдельных ее фрагментов в качестве устойчивых и одновременно подверженных процессу всеобщего изменения. Важность учета более и менее устойчивых компонентов ценностной реальности приводит к необходимости введения соотносительных категорий отношение (общественное) - деятельность. Диалектический характер единства деятельности и отношения обнаруживается в их относительной противоположности друг другу; в известном смысле отношение есть та же самая деятельность, только рассмотренная в аспекте стабильных взаимосвязей; деятельность, в свою очередь, выступает ничем иным, как отношением, находящимся в процессе непрерывного развития и движения. Это становится очевидным при учете того, что устойчивость отношения не абсолютна. Отношение, служащее как бы «каркасом» человеческой деятельности, следовательно, тоже изменяется, но гораздо медленнее. Со своей стороны, деятельность не только динамична, процессуальна, но и содержит в себе моменты статики, покоя.
Относительность противопоставления отношения и деятельности обнаруживается также при переходе от одних координат исследования к другим. Дело в том, что если в одной системе какие-либо связи выступают в качестве деятельностных, то в другой системе они оказываются уже сферой устойчивости. Скажем, к устойчивой стороне (отношению) конкретного музыкального произведения (песня, инструментальное сочинение) относятся его темп и ритм, тональность и пр. К динамичной стороне (деятельности) - мелодия, отступление от основного ритма и тональности и т.д. Между тем, когда музыкальное произведение только еще разучивается (нередко по частям), исполнитель некоторое время работает над его ритмом и темпом, тем самым превращая последние в основной объект деятельности. Следовательно, первоначально устойчивая в целом сторона музыкального произведения выдвигается на первый план в качестве основного предмета деятельности, которым музыкант обязан овладеть. Фактором устойчивого отношения в этом случае выступают общие навыки музицирования, ранее приобретенные субъектом (умение владеть данным музыкальным инструментом и т.п.).
Пример из другой сферы - спортивной. Устойчивая сторона футбольного матча включает в себя прежде всего соответствующие правила: длительность и перерывы во время игры, размеры поля и требования к введению мяча и его отбору у соперника и т.п. Деятельностный фактор заключается в процессе самой игре, проведении красивых, зрелищных комбинаций, коллективном и индивидуальном взятии ворот. В то же время при подготовке к спортивному состязанию важнейшим объектом деятельности служат техника владения мячом - та сторона футбольной игры, которая в рамках самого матча является не предметом деятельности, а ее устойчивой основой.
Сторонами основного диалектического противоречия формационной реальности выступают общественный прогресс и регресс. Данное противоречие играет ключевую роль для всей системы аксиологии, которая описывает и объясняет различные черты и стороны самой существенной полярности человеческой истории. Общее же количество социальных противоречий вообще не поддается цифровому выражению, являясь потенциально бесконечным. Однако философский анализ не был таковым, если бы не выявил среди всех этих видов полярностей одно-единственное, но существенное противоречие, которое концентрирует вокруг себя важнейшие социальные битвы и общественные катаклизмы, пронизывая собой любые виды конфронтации и выступая высшей точкой кипения человеческих страстей, столкновения интересов различных субъектов.
Прогресс - высшая ценность социальной формы движения материи, он играет роль эталона, критерия всего человеческого (ценностного) бытия. Напротив, универсальной контрценностью выступает общественный регресс.
Вследствие оценочного характера общественного прогресса и регресса, их определения должны быть аксиологическими. Этому требованию вполне отвечает традиционная дефиниция прогресса как процесса развития общества от низшего к высшему, а регресса, напротив, как эволюции от высшего к низшему.
Формационная теория занимает ведущее место в системе аксиологии прежде всего потому, что является конкретным содержанием идеи прогресса. Это учение со всей очевидностью показывает историческую закономерность движения к бесклассовому обществу. Каждая новая формация превосходит предыдущие по производительности труда, социально-политической организации общества, уровню материальной и духовной культуры, по тем условиям, которые предоставляет данное общество для развития человека. Если для родового строя характерен крайне медленный темп прогресса, то в классовом обществе он намного ускоряется. Рабство существовало 3 - 3,5 тыс. лет, феодализм - 1,5-2 тыс. лет, капитализм - несколько столетий.
Прогресс и регресс - типичные диалектические полярности, которые, взаимопроникая, постоянно сталкиваются друг с другом. Иными словами, прогресс и регресс не есть мертвые и застывшие сущности, они представляют собой конкретное единство прогрессивного и регрессивного при доминировании одной из этих сторон. Такое преобладание выступает основанием для оценки данного акта в качестве прогрессивного или, напротив, регрессивного. Подобная квалификация какого-либо общественного процесса охватывает наиболее существенную тенденцию его развития. Помимо основной, в нем всегда содержится и противоположная тенденция, хотя порой в неявном, скрытом виде. Так, каждая последующая формация содержит потенциальные возможности роста материальной и духовной культуры. Однако на первых этапах ее развития нередко наблюдается снижение культурного уровня ряда составных факторов цивилизации. Регрессивные явления выражаются в негативных социальных прогрессах: застое и упадке, разрушении и попятном движении. Регресс -неотъемлемая черта развития формационной реальности.
Категории общественного прогресса и регресса служат наиболее общим критерием (принципом) для различения ценностей и контрценностей. Почему именно эти категории выступают эталоном при анализе многообразных видов благ (контрблаг)? Дело в том, что общественный прогресс не есть что-то внешнее по отношению к классу ценностей. Напротив, общественный прогресс - это фактически высшее благо человека и человечества. В силу этого оценка меры значимости каждой конкретной ценности определяется степенью близости ее к высшему социальному благу. Общественный прогресс, следовательно, выступает тем идеалом, к воплощению которого стремится человечество. Ему противостоят идеалы общественного регресса, носителями которых выступают реакционные классы и социальные группы. Прогресс, выступает глубочайшей потребностью и интересом, объектом стремления и влечения для субъекта.
Движущими силами, субъектами общественного прогресса являются народные массы, которые обладают способностью к разрешению важнейших противоречий данной всемирно-исторической эпохи, установлению новых экономических и социально-политических отношений, обеспечивающих поступательное развитие всей цивилизации. Сам прогресс есть результат творческой деятельности народных масс. Формационному прогрессу противостоят антинародные силы, которые выступают его контрсубъектами, или носителями регресса. Но ни одному реакционному классу или другой социальной группе не удалось остановить поступательное развитие человечества. Они могут лишь отсрочить, задержать наступление позитивных социальных изменений. Хотя, скорее всего, это хрестоматийное положение марксизма носит стратегический характер и полностью применимо лишь к развитию межгалактических цивилизаций, или цивилизаций космического порядка. В рамках же отдельных планет или их систем поступательная эволюция может остановиться на любой из исторических ступеней. Как раз в конце 2 тысячелетия от Р.Х. человечество находится в типичной бифуркационной точке и его эволюция может продолжиться как в прогрессивном, так и регрессивном направлениях.
Отечественная социальная философия определяет народные массы типично аксиологически, т.е. через понятие прогресса. Она не отождествляет народные массы ни с населением конкретной страны или государства, ни с эксплуатируемыми группами людей. Последние обычно играют роль ядра народных масс.
В сегодняшнем мире прогресс по-прежнему остается привилегией меньшинства населения (примерно одного миллиарда из шести). Таким образом, антагонистический тип формационного прогресса ныне все более заводит человечество в тупик и оборачивается регрессом, угрозой апокалипсиса. Иначе говоря, линия формационного прогресса, характерная для многих веков эволюции классовой реальности, все больше трансформируется в общественный регресс, который грозит превратиться в доминирующий фактор человеческой жизни.
Магистральным ныне является переход человечества к постклассовому состоянию формационной реальности, который призван освободить исторический прогресс от его антагонистической формы, антагонистический тип прогресса, характерный для классового общества, должен уступить место неантагонистическому. Однако и в новых условиях прогресс не будет происходить автоматически, оставаясь и здесь процессом достаточно сложным и противоречивым, как это мы видим на примере крайне драматического развития стран социализма.
Итак, наиболее фундаментальным противоречием формационной реальности выступает полярность между силами прогресса и регресса. Прогресс и регресс следует понимать как аксиологические категории для обозначения, соответственно, высшего и низшего в функционировании и развитии общества.
Каждая общественная формация качественно отличается от всех других, в чем проявляется ее асимметричность. Однако по своей структуре любая формация имеет некоторые общие черты, что свидетельствует о наличии в рамках социальной формы движения материи глубокой симметрии. Между тем вопрос о структуре формации остается открытым. Вероятно, к ней относятся три взаимно связанных парных компонента: общественное бытие и общественное сознание, материальное и духовное производство, базис и надстройка.
Как отмечалось, во взаимосвязи объективного и субъективного первый из факторов играет в конечном счете определяющую роль по отношению ко второму. Иными словами, субъективное не может иметь превалирующее значение ни в одном из структурных компонентов формации. Общественное бытие, материальное производство и базис являются в первую очередь объективными факторами ее существования. И наоборот, общественное сознание, духовное производство и надстройка есть формы проявления прежде всего субъективных отношений, которые определяются объективными связями. Указанный выше порядок структурных компонентов формационной реальности не является произвольным, так как обусловлен логикой взаимосвязи объективного и субъективного. Наибольшая степень объективности характеризует общественное бытие, несколько меньше она присуща способу производства материальных благ и экономическому базису.
Категория общественного бытия отражает, в первую очередь, существование людей как особых социально-природных организмов, выступая реальной предпосылкой для формирования таких общественных систем, как производительные силы и экономический базис. Естественные, природные и в силу этого наиболее объективные факторы в снятом виде представлены, прежде всего, в формационном бытии людей, которое в итоге оказывается самой мощной детерминантой среди всех структурных компонентов.
Развиваемый здесь тезис вполне соответствует логике материалистического понимания истории, которая ищет социальные детерминанты в материальных, объективных и предметных факторах жизни людей. Данному критерию отвечает также представление о сущности общественного бытия, которое интегрирует все перечисленные черты в максимальной степени, вбирая в себя объективность не только материального производства, но и непроизводственной сферы общества: быта, предметно-практических отношений между общностями и т.д. Иными словами, объективность общественного бытия на порядок весомей, чем объективность производительных сил или экономического базиса. На общественное бытие могут непосредственно влиять природная (географическая) среда (например, вспышки солнечной активности), тогда как на функционировании производительных сил и экономического базиса они отражаются далеко не всегда.
Общественное бытие традиционно определяют как материальную жизнь общества. В свою очередь, общественное сознание - духовная жизнь людей.
Общественное сознание возникает как отражение общественного бытия в процессе трудовой деятельности. При этом общественное сознание включено в трудовой процесс и другие стороны жизни людей, оно сопровождает всякую человеческую деятельность, являясь ее субъективным моментом.
Общественное сознание - это отражение общественного бытия, выраженное в науке и философии, в произведениях искусства и художественном народном творчестве, в политической, правовой и нравственной идеологии, в религии и мифах.
Отражая общественное бытие, сознание, вместе с тем, обладает известной самостоятельностью, поскольку здесь действуют закономерности, которые отличаются от закономерностей развития общественного бытия.
Однако самостоятельность общественного сознания носит относительный характер, ведь идеи возникают на базе развития общественного бытия, материального производства. Они не возникают сами по себе, абсолютно независимо от общественной практики, от ее нужд и запросов. Относительная самостоятельность общественного сознания определяется прежде всего тем, что отражение им общественного бытия есть не пассивный, а активный процесс. В результате этой активности формационное сознание обретает определенную степень независимости по отношению к общественному бытию, материальной жизни общества. Общественное сознание способно как опережать, так и отставать от бытия. Когда мы определяем характер будущего общества и ставим задачи по его формированию , то налицо - опережение сознанием общественного бытия. И, наоборот, устаревшие нормы и традиции поведения являются фактами, свидетельствующими об отставании общественного сознания от бытия.
Относительная самостоятельность сознания социума выражается также в преемственности развития духовной жизни общества, что находит свое зримое воплощение в прогрессе литературы и науки, норм морали и права и т.д.
Второй структурный компонент формационной реальности - материальное и духовное производство. Он состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга форм единого процесса общественного производства, законы которого имеют всеобщее значение. Вместе с тем единство материального и духовного производства (подобно единству общественного бытия и сознания) никогда не перерастает в их тождество. Духовное не существует вне связи с материальным, так же как материальное в общественной жизни не существует без посредства духовного. Однако это не означает, что можно отождествлять материальное и духовное производство, общественное бытие и общественное сознание.
Современное духовное производство сравнимо с материальным производством по масштабам и по значению в жизни человека. Материальное и духовное производство, подчиняясь общим законам функционирования и развития, вместе с тем обладают определенной спецификой. Она проявляется в том, что
материальное и духовное производство в целом выступают как по преимуществу объективный и субъективный компоненты формационной реальности.
Это их сущностные характеристики. Известно, однако, что каждое явление много богаче своей сущности. Так обстоит дело и с двумя способами общественного производства, которые по своему содержанию объективно-субъективны. В сфере материального производства главенствующую роль играют объективные связи. Духовное производство, напротив, есть область господства человеческой субъективности.
Материальное производство играет определяющую роль по отношению к духовному производству, так как последнее носит как бы «вторичный», «надстроечный» характер. Это обусловлено различной степенью объективности двух форм общественного производства, непосредственной связью материальных отношений со всем социально-природным миром и отражательным свойством духовных общественных связей. В процессе материально-производственной деятельности создается прибавочный продукт, являющийся необходимым фактором духовного производства, которое в качестве специфического осуществляется в обществе в свободное от материального производства время. По мере эволюции цивилизации рамки такого времени постепенно расширяются и все большее количество людей получает возможность посвятить себя умственному интеллектуальному труду.
Духовное производство, будучи многократно обусловленным материальным производством, оказывает на него столь же многообразное воздействие. В единой системе общественной жизни между материальным и духовным производством существует взаимодействие, которое осуществляется через сложно разветвленные каналы человеческих отношений и которое происходит неодинаковым образом в разных экономических формациях [11].
Как в материальном, так и духовном производстве мы имеем дело с процессом накопления богатства и его постоянного расширения, непрерывного роста и возобновления кадров людей, занятых в обеих общественных сферах, их образования и воспитания. Для материального и духовного производства характерны прямо противоположные тенденции занятости человека. Общественный прогресс способствует сокращению участия человека в сфере материального производства и расширяет его возможности как субъекта духовной деятельности. В ведущих странах мира постоянно росла доля работников преимущественно умственного труда: в США она составляла 55 процентов, в Японии - 48, в СССР - 30 [12].
Третьим формационно-структурным компонентом выступают базис и надстройка.
Под базисом принято понимать систему производственно-экономических связей (отношений).
Однако такое понимание не является вполне адекватным. Дело в том, что отличительный признак базиса - его экономический характер. Но что означает данный признак? Попытка найти определение этого важнейшего мировоззренческого понятия в философских словарях, энциклопедиях и других справочных изданиях, обнаруживает отсутствие в них даже самого термина «экономика» и «экономический», хотя в некоторых рубриках они широко используются [13 - 14].
Подобная ситуация фактически означает отсутствие в отечественной философской мысли аутентичного понимания того, что следует подразумевать под экономикой. Можно, правда, обратиться к учебникам по политэкономии, однако и там обнаруживаются разногласия по поводу ее предмета. В политэкономии мы чаще всего находим констатацию того, что предметом ее изучения являются производственные отношения капиталистического или любого другого общества. Возьмем этот тезис в качестве отправного в наших дальнейших рассуждениях. Говоря о производственных отношениях, специалисты обычно проводят грань между технико-технологической составной способа производства и материального базиса и его социальной, или экономической, сторонами. Под социально-экономической стороной обычно понимают взаимоотношения людей, вытекающие из отношений собственности, которые и определяют характер существующих в данном обществе отношений, складывающихся по поводу производства, обмена и распределения.
Из этого можно заключить, что сущность экономики составляют отношения собственности.
В наибольшем объеме эти отношения присущи материальному способу производства и, в частности, производственным отношениям. Отсюда неудивительно, что экономический базис традиционно отождествляется с этими социальными связями. Ведь именно здесь в первую очередь складываются отношения собственности, характерные для данного общества. Они бывают двух основных типов -общественные и частные. Однако отождествление базиса с производственными отношениями все же неправомерно, ибо экономические связи охватывают не только формы собственности, присущие материальному способу производства. Базисно-экономические связи, наряду с собственностью на землю, водные ресурсы, лесные угодья и средства производства, включают в себя также общественные связи по поводу отношений собственности в духовном производстве.
Фактически «каждая форма общественного сознания обретает как бы свой базис. А если это делается на коммерческой основе, то врастание в производительные силы может быть весьма сильным, особенно если производство духовных товаров поставлено на поток» [15]. Типографии, СМИ и многое другое тоже могут быть как в общественной, так и личной, частной собственности. Все вместе взятые отношения собственности и составляют экономический базис данного общества. Следовательно, совпадение производственных отношений и базиса - частично, неполно и фрагментарно.
Кроме того, собственность на отдельные земельные, лесные участки и другие материальные и духовные объекты может не иметь производственного характера, если не используется для получения каких-либо продуктов, товаров или услуг производственного назначения. Например, на даче или в поместье разводятся цветы, формируются красочные ландшафты, парки и т.д. Однако указанные объекты имеют экономическое значение в силу того, что включены в общую структуру собственнических отношений (они могут быть отчуждены (полностью или частично) для нужд производства, обменены или подарены другим правосубъектам.
Надстроечные общественные связи возникают на основе и под непосредственным воздействием базисно-экономических. К надстройке относятся, в первую очередь, духовные отношения, существующие, прежде всего, в виде идей, которые оправдывают и защищают господствующие в обществе формы собственности, экономического, политического, правового, нравственного неравноправия. В то же время здесь складываются и прямо противоположные духовные связи (теории, доктрины), доказывающие необходимость частичного или полного изменения существующих базисно-экономических и господствующих надстроечных отношений. Разумеется, одни идеи и теории не способны обеспечить охрану и устойчивость данных экономических, политических, правовых и иных общественных связей. Для этого нужны мощные учреждения, располагающие не только идейной, но и вполне материальной силой. Именно такой характер присущ государственно-политическим институтам власти и управления, которые призваны обеспечить внутренние и внешние условия для успешного функционирования собственного экономического базиса.
Итак, над базисом, как своеобразным фундаментом здания, возвышается соответствующая ему надстройка, которая включает идеологические и социально-психологические связи (отношения): политические, правовые, философские, религиозные и иные.
Базис - это экономический строй общества на данной ступени его развития складывающийся объективно и являющийся основанием духовно-практической жизни субъектов. Надстройка есть в значительной части система идей, которые, прежде чем им сложиться, проходят через общественное сознание людей [16].
Экономика, с одной стороны, шире базиса, поскольку включает в себя ряд общественных явлений и связей, выходящих за рамки последнего. Речь идет о социальных образованиях, функционирующих на основе экономических отношений. Так, результаты прикладных наук, имеющие непосредственный выход в практику и производство, нередко приобретают экономический характер и порой конкурируют между собой по законам рынка. Соответствующим образом они финансируют и оплачиваются. С другой стороны, базис как основа всей надстройки выходит за рамки экономического, ибо на общество в целом, его идейно-психологическую и нравственную атмосферу оказывают влияние некоторые мощные общественные структуры внеэкономического характера (сеть коммуникаций, демографическая ситуация и многое др.).
Надстройка определяется базисом, качественные изменения которого обусловливают изменение всей надстройки. Эту определяемость, конечно же, нельзя сводить к одной лишь экономической детерминанте, хотя она и является наиболее важной. Иначе можно скатиться к представлениям вульгарного «экономического материализма».
Какие же еще детерминанты, помимо экономической, существуют в базисных структурах? Таковыми могут быть экологическая, демографическая и др. Следовательно, экономическая детерминанта -наиболее существенная, но отнюдь не единственная в рамках системы базиса. Значение каждой из указанных выше и иных базисных детерминант и их влияние на надстройку не является раз и навсегда данным и неизменным. Их конкретная роль изменяется в зависимости от всей эволюции данного социального организма. Вместе с тем подобный «плюралистический» подход вовсе не означает равноценности и равнозначности базисных детерминации, ибо экономическая составная в конечном счете выступает в качестве главенствующей и определяющей все другие, хотя на конкретном этапе развития на первый план могут выйти и другие (внеэкономические) факторы.
Надстройка обладает относительной самостоятельностью по отношению к своему базису. Изменения в базисе автоматически в надстройке не отражаются. В этом и реализуется активный характер надстройки, проявляющийся не только в функции защиты и охраны надстройкой своего базиса, но и ее преобразующей функции. Общественные идеи и различные надстроечные учреждения, раз возникнув под влиянием базисных связей, приобретают по отношению к ним известную самостоятельность, что выражается в преемственности развития политики и права, искусства и философии и т.д. В ходе радикальных формационных преобразований прекращают свое существование как прежние базисные, так и надстроечные общественные связи. Однако ликвидация общественного базиса и надстройки никогда не бывает полной, поскольку значительные их компоненты сохраняются, иначе прогресс в искусстве, философии или морали был бы попросту невозможен. В классовой цивилизации главенствующее место в надстройке занимает политическая организация общества и, прежде всего, государство.
Приведем итоговую логическую схему изложения ключевых вопросов теории формационной реальности.
ФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ |
||
Отношение |
Прогресс |
Общественное бытие - общественное сознание
Материальное производство - духовное производство
Базис - надстройка |
К содержанию |