Сущностное определение отношения в социально-онтологическом плане заключается в понимании его как устойчивой формы общественной связи, в соответствии с чем должна выстраиваться вся теория универсального формационного отношения. Категория «отношение» имеет специфическое значение именно в рамках социально-философской антропологии. Поэтому добавление к ней прилагательных типа «общественное», «социальное» и т.п. не является обязательным. Сказанное, конечно, не исключает использования понятия «отношение» в более широком, нестрогом и некатегориальном смысле (например, в триаде «вещь -свойство - отношение» для квалификации связей между неодушевленными объектами, животными и т.д.). Методология алгоритмического изложения требует прежде всего выявления атрибутов отношения.
К атрибутам отношения мы относим субъект и объект. Иными словами, формационное отношение существует в виде неразрывной и устойчивой связи между социальным субъектом и объектом. Последние - это два крайних полюса, две пограничные точки отношения, за пределами которых оно попросту отсутствует.
Термины «субъект» и «объект» в значении, близком к нынешнему, оформились не ранее XX в., хотя сама проблема субъекта-объекта пронизывает всю историю философии. Тем не менее в философской литературе нелегко найти отличительные признаки субъекта и объекта. По-видимому, таковыми следует считать для объекта его вещественный (предметный) характер, а для субъекта его эмоциональное качество. Иными словами,
объект и субъект мы вправе определить как соответственно вещественный (овеществленный, опредмеченный) и эмоциональный способы существования отношения.
Что означают эти признаки? Объекты общественных отношений не обладали бы прочностью и устойчивостью существования, если бы не поддавались овеществлению, т.е. определенной социальной материализации и кристаллизации. Так, с целью регулирования (упорядочения) имущественно-правовых отношений, люди создают соответствующие юридические институты и учреждения, а также кодексы законов и норм. Здесь налицо моменты овеществления (объективации) имущественно-правовых отношений. Без такой их объективации и материализации эти виды связей не были бы устойчивыми и не приобрели статус прочного общественного отношения.
Пожалуй, наиболее точно смысл слова «вещественный» способен охарактеризовать пример, взятый из юридической практики. Речь идет о так называемых «вещественных» доказательствах. К ним относятся, с одной стороны, некоторые типично материальные свидетельства (отпечатки пальцев рук, окурки и пр.), с другой - запротоколированные показания потерпевших, а также свидетелей, участников происшествия и т.п. Следовательно, для следствия имеют значение как материальные, так и идеальные факторы, но все они должны быть даны в определенный вещественно-объектной форме.
Полагаем, что отличительным признаком субъекта любого уровня и вида (личность, общность, социум) выступает его эмоциональное качество. Жизнь отдельного человека, общности, нации и т.д., прежде всего, связана с эмоциональной сферой, которая проявляется в отношении субъекта к тому, что составляет условия его жизни, в идеалах, интересах и потребностях людей. Принято различать эмоции (чувства) положительные и отрицательные.
Человек - ключевая фигура всей системы общественных отношений, где он играет роль и субъекта, и объекта. Отношение придает дихотомии субъект-объект устойчивый и определенный характер; деятельность вносит во взаимосвязь субъекта и объекта момент релятивности, превращая нередко первоначальный субъект в объект отношения, а последний, напротив, в развивающийся субъект. Единство субъекта и объекта как дополняющих друг друга атрибутов формационного отношения заключается в их устойчивом характере.
Важно обратить внимание на нетождественность категориальных пар субъект-объект и субъективность-объективность. Их антисинонимичность видно хотя бы из того, что в рамках системы субъекта неизмеримо большей объективностью отличается деятельность, скажем, народных масс по сравнению с деятельностью отдельной личности или социальной группы. Действия тех или иных людей могут оказаться крайне субъективными и войти в непримиримый конфликт с объективными законами истории. На этом примере видно, что общество есть внутренне неоднородное единство субъективного и объективного. Деятельность людей в большей или меньшей степени отклоняется от строго адекватных реакций на изменения внешних и внутренних условий их существования. Более того, такое отклонение составляет саму сущность субъекта, действия которого в среднем процентов на пятьдесят иррациональны. В свою очередь, социальный объект, как нечто целостное, нетождествен объективному. Допустим, что объектом деятельности какой-либо более высокой, по сравнению с нашей, цивилизации стало общество на Земле (следовательно, планетарный социальный объект). Между тем сам этот объект включает в себя живых людей, составляющих население, и опредмеченные продукты их деятельности, которые входят в понятия второй природы человека. Объективность системы объекта обусловлена прежде всего способностью последнего существовать вне и независимо от деятельности субъекта (человека) и канализировать его деятельность в определенное русло. Даже если объект оказывается состоящим исключительно из людей, то и в этом случае его характеризует свойство объективности, заключающееся в независимом существовании от бытия других людей и социальных групп, выступающих по отношению к нему в качестве субъекта. Что касается образования прилагательных от словосочетания субъект-объект, то ими служит понятия субъект-объектный, и эти две пары языковых выражений мы вправе считать абсолютными синонимами (в рамках философской логики).
Классическим ныне выступает тезис о том, что субъект не сводится к идеальности, духовности, так как это привело бы к типичному идеализму. Субъект не есть нечто духовное, нематериальное, т.е. голая субъективная реальность, ибо принадлежит и естественным путем включен в объективный мир, что и позволяет ему выступать в качестве предмета (объекта) деятельности со стороны других людей. Объект, в свою очередь, нельзя свести к материальному предмету. Подобное понимание закрывает путь к познанию того, как осуществляется взаимодействие двух метафизически разведенных факторов: сознания и объективного мира, идеального и материального. В этом случае невозможно было бы объяснить, почему субъекты способны выступать в качестве объектов воздействия со стороны других субъектов, в то время как некоторые материальные (скажем кибернетические, информационные системы) выполняют отдельные функции субъекта.
Проблему социального объекта и субъекта невозможно сформулировать в аспекте основного гносеологического вопроса о первичности-вторичности и отвести субъекту вторичную роль по отношению к объекту, ибо в ходе исторического генезиса общества социальный субъект и объект возникают одновременно. Действительно, каким образом социальный объект и его разновидности могут возникнуть раньше человека как субъекта?
По мере эволюции человеческой цивилизации субъект и объект приобретают сложный, полиструктурный характер. Общество распадается на самостоятельные группы объектов, как бы отрицающих его самостоятельность и целостность. Этот процесс завершается формированием двух специфических подсистем общественных отношений: субъект-субъектных и объект-объектных. Субъект-субъектная связь характеризует отношения между людьми и их общностями. Типичными видами устойчивых связей подобного рода выступают моральные, правовые и политические отношения. Объект-объектное отношение - это устойчивая связь, складывающаяся, прежде всего, между техническими системами, материальными неодушевленными предметами.
Думается, что
единая система общественных отношений по своему реальному содержанию субъект-объекта (объект-субъекта), а по форме либо субъект-субъектна, либо объект-объектна.
Сторонами основного диалектического противоречия отношения выступают культура и контркультура (антикультура). Как показывает опыт философского исследования феномена культуры, постижение сущности этой важной категории оказалось весьма нелегким делом. С известной долей условности выделим два основных подхода. Первый из них - гносеологический - имеет множество самых различных вариантов. Понятие культуры связывают с самыми различными и порой весьма далекими друг от друга явлениями. Широко распространены концепции, противопоставляющие культуру в том или ином аспекте обществу и цивилизации, либо отдельным их составным (деятельности и т.п.). Из этого следует, что место культуры в системе категорий отнюдь не выявлено.
Остановимся в данной связи на основных разновидностях гносеологического подхода. Так, в учебных пособиях 80-х и 90-х годов встречаются следующие толкования: 1. Культура есть все созданное человеком, она предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, она - мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. 2. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура, нужно лишь различать материальную и духовную культуру. 3. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народов или группы народов [16].
Наиболее типичным представлением гносеологизма выступает ставшая традиционной интерпретация культуры как «совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей» [16, с. 525]. Если в своем первоначальном виде это направление связывало культуру лишь с конечными результатами человеческой деятельности, то ныне подобный «статический» аспект («совокупность ценностей») пытаются дополнить «динамическим» аспектом, включив в содержание понятия культуры сам процесс непосредственного производства материальных и духовных ценностей. В этом случае культуру рассматривают в качестве специфического способа человеческой деятельности и отрицают, как правило, ее аксиологическую природу.
Хотя гносеологическое истолкование культуры не лишено известной эпистемологической значимости, оно все же не вскрывает сущность и специфику феномена культуры. Основной методологический порок любых разновидностей гносеологической интерпретации заключается в ограничении области культуры какой-либо более или менее широкой общественной сферой (например, рамками материального и духовного производства, творческой, или новаторской, деятельности, миром материальных и духовных ценностей и т.д.).
В практической жизни подобный подход влечет за собой ряд негативных последствий, в частности неправомерные и неудачные названия учебных и государственных учреждений: «Училище культуры», «Академия культуры», «Министерство культуры» и пр. Подобные названия совершенно аналогичны таким, как «Училище красоты и добра» , «Институт творчества», «Министерство цивилизации», «Министерство прогресса» и т.п.
Второй подход, тяготеющий к аксиологическому, пытается устранить многочисленные логические противоречия первого (прежде всего преодолеть неоправданное отождествление культуры с продуктами человеческой деятельности). С этой целью культура связывается как с мерой и качеством воплощения сущностных сил человеческого рода в самих личностях или общностях людей, так и с реализацией важнейших человеческих ценностей в данном сообществе. Вот некоторые толкования феномена культуры подобного рода: 1. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа [16, с. 526]; 2. Культура есть реализация верховных ценностей путем заботы о высших благах человека (М. Хайдеггер) [19].
Вне всякого сомнения, аксиологическая интерпретация культуры - более перспективна и теоретически значима. Однако в нынешнем своем виде она несет печать незавершенности, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, обращает на себя внимание некоторая непоследовательность и абстрактность, когда к системе культуры относят любые социальные процессы и результаты: позитивные и негативные, прогрессивные и реакционные, гуманные и антигуманные. В этом случае к культуре пришлось бы отнести действия фашистских и реакционных режимов, захватнические и несправедливые войны, костры инквизиции и сталинские лагеря, массовое уничтожение людей гитлеровцами в Освенциме, Майданеке и других лагерях смерти, международный терроризм и некоторые новые, хотя и весьма сомнительные, формы «массовой культуры» и многое др.
Между тем даже наше обыденное сознание протестует против того, чтобы считать подобные «новаторские деяния» подлинно культурными. Главный порок данной точки зрения, как и откровенно гносеологической, заключается в том, что она оставляет в тени общественную целенаправленность, глубоко гуманистическую сущность культуры. Последовательное осуществление высших интересов чело- . века, его действительное культурное развитие может осуществляться лишь в обществе, стремящимся воплотить новую, гуманную модель социального устройства. В рамках же неограниченного доминирования частнособственнических устремлений и отношений отчуждения «каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком...» [21].
Иными словами, далеко не каждое воплощение сущностных сил человеческого рода идет ему во благо и является осуществлением его вековых чаяний о радостном и творческом труде, политической и социальной свободе, равенстве и счастье. Развертывание сущностных сил человека - отнюдь не всегда синоним творчества и свободы. Техническая экспансия человека в последнее столетие настолько интенсивна, что ее наращивание в таких же масштабах и безотносительно к гуманистическим идеалам может создать угрозу уже не только планетарному, но и космическому бытию, самой Вселенной!
Не случайно все больше раздается голосов в пользу того, чтобы не отождествлять культуру со всеми существующими в обществе отношениями. Явления, противоречащие гуманистическим ценностям, следует квалифицировать как антикультурные. Между тем такие понятия, как «империалистическая культура», «космополитическая культура», «клерикальная культура», «бессодержательная культура» широко проникли на страницы серьезных теоретических работ, учебных и других изданий еще в доперестроечное время [22]. Исследователи, понимающие необходимость логически корректного истолкования культуры указывают на неправомерность словосочетаний типа «каннибализм и культура». Они отмечают противоестественность формулы «политическая культура фашизма», ибо фашизм и культура - антиподы. Не устраняется эта противоестественность при характеристике фашизма в качестве «тоталитарной политической культуры». Как нонсенс, несообразность воспринимаются выражения типа «политическая культура империализма» и т.п. [23].
Во-вторых, во всех воспроизведенных формулировках ускользает предметно очерченная область культуры, ее границы (пусть и относительные). Чтобы устранить указанные недостатки, целесообразно офаничить феномен культуры устойчивыми общественными связями, т.е. сферой отношений, и рассматривать ее в качестве стороны важнейшего диалектического противоречия последней. Второй же стороной основного противоречия в системе отношений выступает контркультура. С этих методологических позиций, культуру следует определить как категорию для обозначения меры реализации социумом собственных творчески-прогрессивных сущностных сил в рамках общественных отношений. Напротив, контркультура является мерой реализации обществом собственных регрессивных потенций в границах устойчивых связей. Иначе говоря, к контркультурным относятся все те компоненты отношения, которые препятствуют реализации субъектом своих прогрессивных и творческих устремлений.
При таком понимании культуру невозможно отождествить ни с результатами человеческой деятельности (т.е. наличным миром материальных и духовных ценностей), ни с процессом этой деятельности. Вещно-предметный и рефлективно-духовный мир человека (машины и механизмы, научные и художественные произведения, политические труды и т.д.) могут быть оценены как культурные, если служат целям всестороннего развития и гуманизации всей системы отношений. Что касается вопроса оценки тех или иных элементов цивилизации (техносистем и технологических процессов, естественнонаучных открытий и т.п.), то в зависимости от того, какими социальными группами они используются (прогрессивными или реакционными), их следует отнести к факторам либо культуры, либо контркультуры. Необходимо, таким образом, достаточно четко разграничить два соотносительных понятия: культуру и контркультуру. Они, во-первых, выступают сторонами наиболее глубокого диалектического противоречия в системе отношения и, во-вторых, представляют собой модификацию более общего противоречия всей формационной реальности (между прогрессом и регрессом). Диалектический характер полярности между культурой и контркультурой проявляется в способности составляющих их элементов при определенных исторических условиях переходить друг в друга.
Итак, сторонами основного диалектического противоречия отношения выступает полярность между культурой и контркультурой.
Культура суть категория для обозначения меры реализации субъектом своих творчески-прогрессивных сущностных сил; контркультура есть категория для обозначения реализации субъектом своих консервативно-регрессивных потенций в сфере устойчивых общественных связей. Говоря предельно коротко,
культура - прогрессивная, контркультура -регрессивная стороны отношения.
К структуре отношения целесообразно отнести потребность, интерес и идеал. Основанием для такого решения проблемы служат следующие соображения. Во-первых, каждый из рассматриваемых феноменов представляет собой типичное отношение, связь между субъектом (личностью, социальной группой, социумом как целым) и объектом (внешними природно-социальными реальностями) и не способен существовать сам по себе, подобно тому как существуют отдельные предметы. Потребность, интерес, идеал невозможно обнаружить отдельно у субъекта или объекта, но лишь в их неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Во-вторых, родовые потребности, интересы и идеалы человека и общества отличаются исключительной устойчивостью, что выражается в длительности и интенсивности их функционирования. Между тем устойчивость, как отмечалось, есть специфическая черта отношения. Так, потребности человека в пище, жилище, одежде субстанциальны, они появляются одновременно с человеческим обществом и будут существовать до тех тор, пока оно живет и развивается. Устойчивый характер присущ также наиболее значимым интересам и общественных идеалам. Типичным общечеловеческим интересом выступает стремление социума к поддержанию мира на планете, осознание важности сохранения цивилизации. Или же возьмем интерес в постоянно стимулировании научно-технического прогресса, сформировавшийся в качестве самостоятельного в ходе развития капиталистического общества, который побуждает государства действовать соответствующим образом, и нет никаких оснований полагать, что он утратит свое значение в обозримом будущем.
Несомненной прочностью обладают и идеалы. Так, стремление людей к миру, свободе и справедливости - путеводная нить для многих поколений людей. Вместе с тем на протяжении истории складываются новые идеалы, отвечающие запросам данной конкретной эпохи. Поэтому не следует чрезмерно преувеличивать устойчивость потребностей, интересов и идеалов и превращать ее в некий абсолют, ибо конкретные их формы носят исторически преходящий и потому относительный характер. Кроме того, прогресс цивилизации предполагает формирование новых более высоких потребностных и иных состояний.
Общественные связи (зависимости) по своей социальной сущности суть формы координации двух или более предметов и поэтому не принадлежат одной отдельно взятой стороне взаимодействия. Полюсами устойчивого отношения оказываются социальный субъект и объект (субъективный и объективный факторы). В единую систему их интегрируют потребности, интересы и идеалы, которые как бы одновременно снимают и создают вновь противоположность личности, социальной группы или социума с объектами их взаимоотношения.
Идеалы, интересы и потребности, как индивидуальные, так и общественные, составляют своего рода механизм стимулирования (мотивации) деятельности, поскольку определяют содержание поступков и операций всех исторических субъектов и их направленность на конкретные объекты. В свою очередь, человеческая деятельность, ломая привычные связи, нормы и стереотипы, ведет к образованию новых потребностей, интересов и идеалов, что знаменует собой появление новых свойств, новых устойчивых объект-объектных и субъект-субъектных отношений, т.е. обнаруживает появление человеческой сущности в новом качестве и приводит к появлению нового человека [24].
Далее, перейдем к вопросу о том, почему потребность, интерес и идеал входят в структуру отношения, а не деятельности. Дело в том, что потребность, интерес и идеал в определенном смысле стоят как бы вне деятельности, выступая в качестве детерминирующего (мотивирующего) ее фактора. И, следовательно, потребность всегда отлична от деятельности, а деятельность от потребности. Скажем, потребность в познании или общении удовлетворяется в познавательной или коммуникативной деятельности, но сама к деятельности не сводится [25]. Будучи движущейся реальностью, деятельность заключается в процессе взаимоперехода от операции с предметами к рефлексии, и обратно, от размышления и оценки ситуации к ее предметному практическому преобразованию. В ходе такого процессуального акта происходит удовлетворение и реализация конкретных потребностей, интересов и идеалов субъекта. Другими словами, потребности, интересы и идеалы своеобразно направляют и упорядочивают достаточно хаотичный поток самодвижущейся общественной реальности, создают для него благоприятное эмоциональное поле, делают его целенаправленным, придавая ему устойчивый и определенный характер. Потребность, интерес, идеал в их единстве призваны охватить своим «влиянием» всю многообразную человеческую деятельность, а не какую-то отдельную ее часть.
В рамках общей системы устойчивых общественных связей потребность, интерес и идеал обладают известной спецификой, которая требует особого анализа. Эта специфика детерминирована своеобразием связи трех основных компонентов отношения с его атрибутами (социальным субъектом и объектом), степенью детерминированности в рамках их единства субъективной или объективной стороной. Мера объективности наиболее высока у потребности как целостного общественного явления, идеал же во многом субъективен. Что касается интереса, то он выступает в качестве среднего звена в структуре отношения и оказывается известным равновесием объективной и субъективной сторон. Различные меры объективности, присущие основным компонентам отношения, определяют и соответствующие границы свободы субъектов: жесткость, подчиненность личности социальной группы объективным условиям существенно возрастают в зависимости от связи ее деятельности с идеалом, интересом или потребностью. Взятые в своей целостности, потребность, интерес и идеал суть всегда три достаточно определенные меры взаимозависимости объективного и субъективного.
Итак, специфика трех основных элементов структуры отношения определяется тем, что потребность есть категория для обозначения наиболее, а идеал наименее объективного из структурных компонентов, тогда как интерес представляет собой форму известного равновесия между объективным и субъективным факторами в системе устойчивых связей общества. В условиях позитивного и динамичного развития действует закономерность возвышения человеческих потребностей, интересов и идеалов; напротив, при неблагоприятной ситуации наблюдается закономерность понижения уровня всех структурных компонентов отношения.
В завершение данного раздела приведем схему алгоритма категории общественного отношения.
ОТНОШЕНИЕ |
||
ОБЪЕКТ
СУБЪЕКТ |
КУЛЬТУРА
КОНТРКУЛЬТУРА |
ПОТРЕБНОСТЬ
ИНТЕРЕС ИДЕАЛ |
К содержанию |