Второй и третий разделы работы представляют собой непосредственное изложение теорий познания и оценки методом универсального логического алгоритма.
В качестве исходного понятия всей системы философии возьмем понятие реальности (бытия, существования). В философии и науке достаточно традиционным является построение мира, исходящее из единой реальности, представляющей собой неделимую целостность, лежащую в основе всей Вселенной, материи и сознания и поставляющей исходный материал для всех проявленных сущностей и событий, порождая, поддерживая и контролируя все, путем связи со всем в глубинной структуре целого [1].
Реальность предполагает существование как материи, так и сознания со всеми их атрибутами. В своей совокупности материальные и идеальные процессы образуют мир как универсальную, единую целостность.
Общая (целостная) картина мира должна найти свое адекватное отображение в философской теории. Эта картина создается в результате человеческой деятельности, которая дифференцирует единую реальность, вычленяя в ней, прежде всего, наиболее фундаментальные составные. Для самого же философского учения реальность выступает в качестве предпосылочного (исходного) понятия, т.е. такого, которое ни с чем в рамках данной теории несоотносимо и ни от чего независимо.
Метод алгоритма необходимо использовать уже при рассмотрении исходного философского понятия реальности. Подлинная реальность представляет собой внутренне дифференцированное и неоднородное бытие. Оно включает в себя две неразрывно связанные и дополняющие друг друга относительно самостоятельные субстанции. В истории философии в достаточно четком и определенном виде идею о двух субстанциях - духовной и материальной - сформулировали Н. Кузанский, Д. Бруно и Р. Декарт [7].
К сожалению, отечественная традиция прошла мимо классического учения о двух различных субстанциях. Фактически понятие субстанции нередко отождествлялось в марксизме-ленинизме с категорией материи, а возможность существования специфически духовной (нематериальной) субстанции, хоть и относительной, категорически отрицалась. Крайние позиции в вопросе о субстанции присущи вульгарному материализму и субъективному идеализму, которые аннулируют одну из них. Вульгарный материализм явления сознания рассматривает в качестве одного из атрибутов, модусов или свойств материи, субъективный идеализм отрицает или умаляет роль первичной (материальной) субстанции.
Задача современной теории познания - продолжить лучшие классические традиции, связанные с развитием учения о двух дополняющих друг друга субстанциях: первичной (материальной, объективной) и вторичной (духовной, ментальной). В XX в. понятие первосубстанции и психической (вторичной) субстанции использовали такие признанные в мире ученые, как В. Гейзенберг и 3. Фрейд. В категории первичной субстанции происходит не снятие противоположности между материей и сознанием, как полагают некоторые исследователи, а устранение противопоставления материи движению [8]. Ибо объективный мир есть не только единство и противоположность материи и сознания, но также единство и противоположность материи и движения. Выявление полярности материи и сознания в качестве основного вопроса есть предпосылка для построения системы гносеологии. Само же изложение этой системы начинается с" понятия первичной субстанции как единого основания материи и движения. При этом выглядит алогичной попытка включить в категорию материальной субстанции совершено противоположные ей понятия сознания, психики или мышления, что приводит к искусственному снятию их противоположности, объявляемой «относительной». Из этого делается, далее, вывод, что «в категории субстанции само мышление (сознание) выступает как один из ее атрибутов...» [9].
Сознание, психику и мышление ни в каком плане нельзя рассматривать в качестве атрибутов материальной субстанции. В противном случае мы неизбежно скатимся к представлениям типа вульгарного материализма и гилозоизма. Теории первичной и вторичной субстанций представляют две неотъемлемые стороны целостной теории познания. Взаимосвязь этих двух атрибутов реальности адекватно отражается диалектикой абсолютного и относительного. Отличительным признаком первичной субстанции выступает ее абсолютность, специфическим признаком вторичной субстанции является, напротив, относительность.
Поэтому первичную и вторичную субстанции следует определить как соответственно абсолютный и относительный способы существования, или атрибуты, реальности.
Абсолютность первичной субстанции выражается в безусловном, самостоятельном, независимом существовании. Признание относительного характера вторичной субстанции означает, что она, в отличие от материи, не может существовать сама по себе, а только на основе и в неразрывной связи с нею.
Абсолютность первосубстанции раскрывается в свойствах несотворимости и неуничтожимости материи и движения. Последнее может быть лишь передано. Естественнонаучным доказательством принципа несотворимости и неуничтожимости движения выступают законы сохранения и превращения энергии. Некоторые моменты относительности первосубстанции обусловлены возможностью целесообразного, сознательного воздействия на нее со стороны вторичной субстанции (социальной формы движения материи). Вторичная субстанция есть реальность относительная, ее бытие, движение и развитие невозможны сами по себе, вне связи с материальными процессами. Это и понятно, если учесть, что психика и сознание возникают и существуют лишь в рамках высших форм движения материи и представляют собой субъективно-идеальное отражение действительности. Вместе с тем в границах этой общей относительности присутствуют моменты абсолютного, ибо всякое истинное познание природы есть познание вечного и бесконечного, в силу чего оно по существу абсолютно [10]. По своему содержанию первичная субстанция есть движущаяся материя (материальное движение), вторичная субстанция -это любые идеально-субъективные процессы, присущие сознанию и психике животного и человека.
Первичная и вторичная субстанции естественным образом дополняют друг друга. Это дополнение выражается в непосредственной связи духовно-психических процессов с материально-физиологическими, способностью тела влиять на ход духовно-психических актов. «Отношение души к телу, как выражаемого содержания к выражающей форме, - пишет С.А. Левицкий, - обыкновенно затемняется моторными реакциями... Но особенно в минуты, когда над нами не довлеют интересы непосредственного действия, в минуты вдохновения, задумчивости, экстаза наше тело становится как бы видимым символом нашего духовного состояния. Тогда вся наша фигура отражает наше душевное состояние, причем ярче всего оно просвечивает в выражении лица. За выражением души в пространстве мы тогда прозреваем внепространственную... сущность души» [14]. В свою очередь, телесное здоровье живого существа оказывает непосредственное влияние на эффективность психических и душевных актов. (В здоровом теле - здоровый дух!)
Прямое взаимовлияние первичной и вторичной субстанций обусловлено именно тем, что душа и тело не являются двумя разнородными образованиями, между которыми установлены отношения психофизиологического параллелизма [14]. Подлинная симметрия взаимосвязи первичной и вторичной субстанций заключается, следовательно, не в их параллельном и независимом существовании, а в их непосредственном воздействии друг на друга. Учеными установлено эмпирически обратное влияние психически-идеальных образов (декодированных сигналов) на нейрофизиологические структуры [15].
Непосредственным полем соприкосновения двух субстанций выступают биотическая и общественная формы движения материи. Реальными носителями психического оказываются нервные процессы, представляющие собой такой специфический вид физиологического, на основе которого базируются отражательные психические явления. Следовательно, отражательная сущность нервных механизмов внутренне противоречива. Со стороны физиологического она материальна, объективна, в психическом плане - субъективна, идеалы,... То же самое необходимо сказать и применительно к актам сознания. Нервно-физиологической основой последнего выступает головной мозг. По своей сущности деятельность мозга, как механизма отражения, связана с тем, что это отражение одновременно выступает и как материальное, и как идеальное, но в разных отношениях.
Сторонами основного диалектического противоречия реальности выступают активные и пассивные ее элементы (состояния, процессы).
Активность чаще всего проявляется в том, что материальное тело, обладающее большей массой и энергией, соответственно более успешно обеспечивает себе позиции и детерминирует развитие тел с меньшей массой и энергией. В этом действительно проявляется наиболее видимое отличие активности от пассивности. На наш взгляд, способность детерминировать - сущность активности, тогда как отличительная черта пассивности - подчиняться данным детерминационным воздействиям. Учение о детерминизме - это и есть, в первую очередь, учение о взаимосвязи активности и пассивности, в то время как причинно-следственные и иные зависимости являются производными факторами.
Итак, в отношениях детерминации, прежде всего, обращает на себя внимание количественные различия между более и менее активными объектами. Однако не менее важен качественный аспект этой проблемы, заключающийся в способности реальности (движущейся материи) к самоорганизации. Как отмечают ученые, если бы все существующее многообразие органических видов и форм сформировалось в ходе простого перебора мутантов, то для образования эволюционным путем наблюдаемого разнообразия с фантастически сложными органами и поведением живых организмов не хватило бы ни времени существования наблюдаемой Вселенной, ни исходного материала [17].
Эффективность эволюции реальности в направлении развития и прогресса обеспечивается, в первую очередь, активностью, проявляющейся в виде способности реальности к самоорганизации. Именно принцип активности обеспечивает изменение всех материальных структур. Вследствие этого, например, форму активности, как способность движущейся материальной системы к самовосстановлению и самосохранению исходного состояния в процессе взаимодействия с внешней средой (Л.А. Петрушенко называет эту способность авторегуляцией) можно рассматривать в качестве всеобщего свойства материи, присущего как живой, так и неживой природе.
Впрочем, сказанным активность материальных объектов не исчерпывается, ведь под активностью подразумевают избирательное и специфическое воздействие любой движущейся материальной системы на среду (усвоение, преобразование, изменение, нейтрализация, противодействие), которое обеспечивает самосохранение, самовоспроизведение и эволюцию системы в изменяющихся условиях [18]. В целом, «реальные процессы активности тех или иных материальных образований, в конечном счете, обусловлены характером сочетания в них массы и энергии. Чем больше энергии заключено в данной материальной структуре, тем больше при всех прочих равных условиях она активна, и наоборот. Именно в различном сочетании массы и энергии и воплощается мера активности...» [18, с. 187].
Итак, активность своей альтернативой имеет состояние известной пассивности. В таком состоянии могут, в частности, пребывать конкретные материальные тела, если их изменения детерминированы извне, т.е. другими (внешними им) материальными объектами. В этом случае, какова бы не была интенсивность изменения в телах, подвергающихся внешнему воздействию, данное положение правомерно рассматривать как состояние некоторой пассивности. Поскольку, однако, нет чисто самодвижущихся объектов, постольку каждый объект активен в каком-либо одном отношении и пассивен в другом. Наделение материального образования статусом активности означает только то, что в его движении превалирует внутренняя детерминированность над внешней, т.е. самодвижение. Следовательно, пассивность есть та же самая активность, но в скрытой, потенциальной, неявной форме.
И первичная, и вторичная субстанции обладают громадными и потенциально неисчерпаемыми резервами активности и пассивности. Таким образом, оба этих свойства приложимы и к первичной, и ко вторичной субстанции. Что касается первой, то неправомерно искать источник активности у материи или движения, взятых по отдельности. Лишь в своем единстве они обладают подобными противоречивыми свойствами. Точно так же обстоит дело и в рамках вторичной субстанции: источник активности здесь также не принадлежит односторонне сознанию или психике, но только их целостности. Между тем в истории философии источник активности часто связывали именно с духовной субстанцией (всемогуществом бога, абсолютного духа и т.п.).
Перейдем, далее, к изложению вопроса о структуре реальности. К ней необходимо отнести вещь, свойство и связь (отношение).
Структурный подход отличает безразличие к природе описываемых им объектов реальности. Поэтому не существует каких-либо затруднений при распространении его на самые, казалось бы, далекие и противоречивые компоненты бытия, в частности материальные и идеальные. Структурный подход применим там, где возможно абстрагировать структуру от ее носителя [22]. Этот подход продуктивен уже при исследовании исходного понятия реальности. Составными реальности выступают вещь, свойство и связь.
Под вещью понимают любое относительно автономное материальное или духовное образование, их совокупность и образует реальность (все существующее вокруг нас, природное и общественное бытие).
Вещь представляет собой целостную систему свойств и связей, а проблема вещей связана не с соотношением материи и сознания, первичной и вторичной субстанций, а с их общей структурой.
Под свойством подразумевают некоторые общие черты, присущие всем вещам данного класса, что служит основой для установления между ними устойчивых связей.
Наиболее фундаментальные и противоречивые друг другу свойства в философии принято называть атрибутами.
Атрибут - это такое свойство вещи, без которого она не может ни существовать, ни мыслиться.
Наиболее полярных, или атрибутивных, свойств у вещи всегда только два. Поэтому атрибутов у каждого объекта не бывает больше или меньше двух. Свойства-атрибуты как бы разделяют целостный объект на две части, на две подсистемы, на два способа бытия и тем самым очерчивают границы, за которыми данная вещь (предмет) уже не существует. Так, исходными атрибутами мироздания выступают первичная и вторичная субстанции (материя и сознание). Иными словами, реальность обладает лишь двумя способами существования: абсолютным (первичная субстанция) и относительным (вторичная субстанция). Никакого третьего вида реальности в первом приближении не бывает.
В каждой вещи, конечно, мы вправе выделить, помимо атрибутивных, также неатрибутивные (неосновные) свойства, но это выделение уже будет производиться по каким-либо иным основаниям, которые определяются конкретными задачами ее исследования.
Наличие внутри вещи глубоко противоположных свойств - основа Для установления между ними (в границах одной и той же вещи или между разными вещами) устойчивой связи. Поэтому
связь определим как взаимозависимость свойств данной вещи.
Впрочем, внутренняя атрибутивная связь как единственная и уникальная в своем роде существует лишь в предельном случае, т.е. на уровне реальности. Но как только мы пойдем далее к анализу все более специфических ее проявлений, так столкнемся с проблемой чрезвычайного многообразия структур, с усложнением диалектики вещей, свойств и связей. Достаточно сказать, что связь между двумя разными вещами дает нам третью вещь, не сводимую к сумме тех двух, которые ее образовали.
Итак, первая схема логико-алгоритмического изложения такова.
РЕАЛЬНОСТЬ |
||
ПЕРВИЧНАЯ
СУБСТАНЦИЯ ВТОРИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ |
АКТИВНОСТЬ
ПАССИВНОСТЬ |
ВЕЩЬ
СВОЙСТВО
СВЯЗЬ |
К содержанию |