ЧАСТЬ 2 Алгоритмические основы теории познания

Второй и третий разделы работы представляют собой непосред­ственное изложение теорий познания и оценки методом универсаль­ного логического алгоритма.

4. УЧЕНИЕ О РЕАЛЬНОСТИ

В качестве исходного понятия всей системы философии возьмем понятие реальности (бытия, существования). В философии и науке достаточно традиционным является построение мира, исходящее из единой реальности, представляющей собой неделимую целостность, лежащую в основе всей Вселенной, материи и сознания и поставля­ющей исходный материал для всех проявленных сущностей и собы­тий, порождая, поддерживая и контролируя все, путем связи со всем в глубинной структуре целого [1].

Реальность предполагает существование как материи, так и со­знания со всеми их атрибутами. В своей совокупности материальные и идеальные процессы образуют мир как универсальную, единую целостность. 

Общая (целостная) картина мира должна найти свое адекватное отображение в философской теории. Эта картина создается в результа­те человеческой деятельности, которая дифференцирует единую ре­альность, вычленяя в ней, прежде всего, наиболее фундаментальные составные. Для самого же философского учения реальность выступает в качестве предпосылочного (исходного) понятия, т.е. такого, кото­рое ни с чем в рамках данной теории несоотносимо и ни от чего независимо. 

Метод алгоритма необходимо использовать уже при рассмотре­нии исходного философского понятия реальности. Подлинная ре­альность представляет собой внутренне дифференцированное и нео­днородное бытие. Оно включает в себя две неразрывно связанные и дополняющие друг друга относительно самостоятельные субстанции. В истории философии в достаточно четком и определенном виде идею о двух субстанциях - духовной и материальной - сформулировали Н. Кузанский, Д. Бруно и Р. Декарт [7].

К сожалению, отечественная традиция прошла мимо классиче­ского учения о двух различных субстанциях. Фактически понятие суб­станции нередко отождествлялось в марксизме-ленинизме с катего­рией материи, а возможность существования специфически духов­ной (нематериальной) субстанции, хоть и относительной, категори­чески отрицалась. Крайние позиции в вопросе о субстанции прису­щи вульгарному материализму и субъективному идеализму, которые аннулируют одну из них. Вульгарный материализм явления сознания рассматривает в качестве одного из атрибутов, модусов или свойств материи, субъективный идеализм отрицает или умаляет роль пер­вичной (материальной) субстанции.

Задача современной теории познания - продолжить лучшие клас­сические традиции, связанные с развитием учения о двух дополняю­щих друг друга субстанциях: первичной (материальной, объектив­ной) и вторичной (духовной, ментальной). В XX в. понятие первосубстанции и психической (вторичной) субстанции использовали та­кие признанные в мире ученые, как В. Гейзенберг и 3. Фрейд. В кате­гории первичной субстанции происходит не снятие противополож­ности между материей и сознанием, как полагают некоторые иссле­дователи, а устранение противопоставления материи движению [8]. Ибо объективный мир есть не только единство и противоположность материи и сознания, но также единство и противоположность мате­рии и движения. Выявление полярности материи и сознания в каче­стве основного вопроса есть предпосылка для построения системы гносеологии. Само же изложение этой системы начинается с" поня­тия первичной субстанции как единого основания материи и движе­ния. При этом выглядит алогичной попытка включить в категорию материальной субстанции совершено противоположные ей понятия сознания, психики или мышления, что приводит к искусственному снятию их противоположности, объявляемой «относительной». Из этого делается, далее, вывод, что «в категории субстанции само мышление (сознание) выступает как один из ее атрибутов...» [9].

Сознание, психику и мышление ни в каком плане нельзя рас­сматривать в качестве атрибутов материальной субстанции. В противном случае мы неизбежно скатимся к представлениям типа вульгар­ного материализма и гилозоизма. Теории первичной и вторичной субстанций представляют две неотъемлемые стороны целостной тео­рии познания. Взаимосвязь этих двух атрибутов реальности адекватно отражается диалектикой абсолютного и относительного. Отличитель­ным признаком первичной субстанции выступает ее абсолютность, специфическим признаком вторичной субстанции является, напро­тив, относительность. 

Поэтому первичную и вторичную субстанции следует определить как соответственно абсолютный и относитель­ный способы существования, или атрибуты, реальности. 

Абсолют­ность первичной субстанции выражается в безусловном, самостоя­тельном, независимом существовании. Признание относительного характера вторичной субстанции означает, что она, в отличие от материи, не может существовать сама по себе, а только на основе и в неразрывной связи с нею.

Абсолютность первосубстанции раскрывается в свойствах несотворимости и неуничтожимости материи и движения. Последнее мо­жет быть лишь передано. Естественнонаучным доказательством прин­ципа несотворимости и неуничтожимости движения выступают за­коны сохранения и превращения энергии. Некоторые моменты от­носительности первосубстанции обусловлены возможностью целе­сообразного, сознательного воздействия на нее со стороны вторич­ной субстанции (социальной формы движения материи). Вторичная субстанция есть реальность относительная, ее бытие, движение и развитие невозможны сами по себе, вне связи с материальными про­цессами. Это и понятно, если учесть, что психика и сознание возни­кают и существуют лишь в рамках высших форм движения материи и представляют собой субъективно-идеальное отражение действитель­ности. Вместе с тем в границах этой общей относительности присут­ствуют моменты абсолютного, ибо всякое истинное познание при­роды есть познание вечного и бесконечного, в силу чего оно по су­ществу абсолютно [10]. По своему содержанию первичная субстан­ция есть движущаяся материя (материальное движение), вторичная субстанция -это любые идеально-субъективные процессы, присущие сознанию и психике животного и человека.

Первичная и вторичная субстанции естественным образом допол­няют друг друга. Это дополнение выражается в непосредственной связи духовно-психических процессов с материально-физиологическими, способностью тела влиять на ход духовно-психических актов. «Отно­шение души к телу, как выражаемого содержания к выражающей форме, - пишет С.А. Левицкий, - обыкновенно затемняется мотор­ными реакциями... Но особенно в минуты, когда над нами не довле­ют интересы непосредственного действия, в минуты вдохновения, задумчивости, экстаза наше тело становится как бы видимым сим­волом нашего духовного состояния. Тогда вся наша фигура отражает наше душевное состояние, причем ярче всего оно просвечивает в выражении лица. За выражением души в пространстве мы тогда про­зреваем внепространственную... сущность души» [14]. В свою очередь, телесное здоровье живого существа оказывает непосредственное вли­яние на эффективность психических и душевных актов. (В здоровом теле - здоровый дух!)

Прямое взаимовлияние первичной и вторичной субстанций обус­ловлено именно тем, что душа и тело не являются двумя разнород­ными образованиями, между которыми установлены отношения пси­хофизиологического параллелизма [14]. Подлинная симметрия взаи­мосвязи первичной и вторичной субстанций заключается, следова­тельно, не в их параллельном и независимом существовании, а в их непосредственном воздействии друг на друга. Учеными установлено эмпирически обратное влияние психически-идеальных образов (де­кодированных сигналов) на нейрофизиологические структуры [15].

Непосредственным полем соприкосновения двух субстанций вы­ступают биотическая и общественная формы движения материи. Ре­альными носителями психического оказываются нервные процессы, представляющие собой такой специфический вид физиологическо­го, на основе которого базируются отражательные психические явления. Следовательно, отражательная сущность нервных механизмов внутренне противоречива. Со стороны физиологического она мате­риальна, объективна, в психическом плане - субъективна, идеалы,... То же самое необходимо сказать и применительно к актам сознания. Нервно-физиологической основой последнего выступает головной мозг. По своей сущности деятельность мозга, как механизма отраже­ния, связана с тем, что это отражение одновременно выступает и как материальное, и как идеальное, но в разных отношениях.

Сторонами основного диалектического противоречия реальности выступают активные и пассивные ее элементы (состояния, процес­сы).

Активность чаще всего проявляется в том, что материальное тело, обладающее большей массой и энергией, соответственно более ус­пешно обеспечивает себе позиции и детерминирует развитие тел с меньшей массой и энергией. В этом действительно проявляется наи­более видимое отличие активности от пассивности. На наш взгляд, способность детерминировать - сущность активности, тогда как от­личительная черта пассивности - подчиняться данным детерминационным воздействиям. Учение о детерминизме - это и есть, в пер­вую очередь, учение о взаимосвязи активности и пассивности, в то время как причинно-следственные и иные зависимости являются производными факторами.

Итак, в отношениях детерминации, прежде всего, обращает на себя внимание количественные различия между более и менее ак­тивными объектами. Однако не менее важен качественный аспект этой проблемы, заключающийся в способности реальности (движу­щейся материи) к самоорганизации. Как отмечают ученые, если бы все существующее многообразие органических видов и форм сфор­мировалось в ходе простого перебора мутантов, то для образования эволюционным путем наблюдаемого разнообразия с фантастически сложными органами и поведением живых организмов не хватило бы ни времени существования наблюдаемой Вселенной, ни исходного материала [17].

Эффективность эволюции реальности в направлении развития и прогресса обеспечивается, в первую очередь, активностью, прояв­ляющейся в виде способности реальности к самоорганизации. Имен­но принцип активности обеспечивает изменение всех материальных структур. Вследствие этого, например, форму активности, как спо­собность движущейся материальной системы к самовосстановлению и самосохранению исходного состояния в процессе взаимодействия с внешней средой (Л.А. Петрушенко называет эту способность авторегуляцией) можно рассматривать в качестве всеобщего свойства материи, присущего как живой, так и неживой природе.

Впрочем, сказанным активность материальных объектов не ис­черпывается, ведь под активностью подразумевают избирательное и специфическое воздействие любой движущейся материальной сис­темы на среду (усвоение, преобразование, изменение, нейтрализация, противодействие), которое обеспечивает самосохранение, са­мовоспроизведение и эволюцию системы в изменяющихся условиях [18]. В целом, «реальные процессы активности тех или иных матери­альных образований, в конечном счете, обусловлены характером сочетания в них массы и энергии. Чем больше энергии заключено в данной материальной структуре, тем больше при всех прочих равных условиях она активна, и наоборот. Именно в различном сочетании массы и энергии и воплощается мера активности...» [18, с. 187].

Итак, активность своей альтернативой имеет состояние известной пассивности. В таком состоянии могут, в частности, пребывать конк­ретные материальные тела, если их изменения детерминированы из­вне, т.е. другими (внешними им) материальными объектами. В этом случае, какова бы не была интенсивность изменения в телах, подвер­гающихся внешнему воздействию, данное положение правомерно рас­сматривать как состояние некоторой пассивности. Поскольку, одна­ко, нет чисто самодвижущихся объектов, постольку каждый объект активен в каком-либо одном отношении и пассивен в другом. Наделе­ние материального образования статусом активности означает только то, что в его движении превалирует внутренняя детерминированность над внешней, т.е. самодвижение. Следовательно, пассивность есть та же самая активность, но в скрытой, потенциальной, неявной форме.

И первичная, и вторичная субстанции обладают громадными и потенциально неисчерпаемыми резервами активности и пассивнос­ти. Таким образом, оба этих свойства приложимы и к первичной, и ко вторичной субстанции. Что касается первой, то неправомерно искать источник активности у материи или движения, взятых по от­дельности. Лишь в своем единстве они обладают подобными проти­воречивыми свойствами. Точно так же обстоит дело и в рамках вто­ричной субстанции: источник активности здесь также не принадле­жит односторонне сознанию или психике, но только их целостности. Между тем в истории философии источник активности часто связы­вали именно с духовной субстанцией (всемогуществом бога, абсо­лютного духа и т.п.).

Перейдем, далее, к изложению вопроса о структуре реальности. К ней необходимо отнести вещь, свойство и связь (отношение).

Структурный подход отличает безразличие к природе описывае­мых им объектов реальности. Поэтому не существует каких-либо зат­руднений при распространении его на самые, казалось бы, далекие и противоречивые компоненты бытия, в частности материальные и идеальные. Структурный подход применим там, где возможно абст­рагировать структуру от ее носителя [22]. Этот подход продуктивен уже при исследовании исходного понятия реальности. Составными реальности выступают вещь, свойство и связь.

Под вещью понимают любое относительно автономное матери­альное или духовное образование, их совокупность и образует реаль­ность (все существующее вокруг нас, природное и общественное бытие). 

Вещь представляет собой целостную систему свойств и свя­зей, а проблема вещей связана не с соотношением материи и созна­ния, первичной и вторичной субстанций, а с их общей структурой.

Под свойством подразумевают некоторые общие черты, прису­щие всем вещам данного класса, что служит основой для установле­ния между ними устойчивых связей. 

Наиболее фундаментальные и противоречивые друг другу свойства в философии принято называть атрибутами

Атрибут - это такое свойство вещи, без которого она не может ни существовать, ни мыслиться. 

Наиболее полярных, или ат­рибутивных, свойств у вещи всегда только два. Поэтому атрибутов у каждого объекта не бывает больше или меньше двух. Свойства-атри­буты как бы разделяют целостный объект на две части, на две подси­стемы, на два способа бытия и тем самым очерчивают границы, за которыми данная вещь (предмет) уже не существует. Так, исходны­ми атрибутами мироздания выступают первичная и вторичная суб­станции (материя и сознание). Иными словами, реальность обладает лишь двумя способами существования: абсолютным (первичная суб­станция) и относительным (вторичная субстанция). Никакого тре­тьего вида реальности в первом приближении не бывает.

В каждой вещи, конечно, мы вправе выделить, помимо атрибутив­ных, также неатрибутивные (неосновные) свойства, но это выделе­ние уже будет производиться по каким-либо иным основаниям, кото­рые определяются конкретными задачами ее исследования. 

Наличие внутри вещи глубоко противоположных свойств - основа Для установления между ними (в границах одной и той же вещи или между разными вещами) устойчивой связи. Поэтому 

связь определим как взаимозависимость свойств данной вещи. 

Впрочем, внутренняя атрибутивная связь как единственная и уникальная в своем роде су­ществует лишь в предельном случае, т.е. на уровне реальности. Но как только мы пойдем далее к анализу все более специфических ее прояв­лений, так столкнемся с проблемой чрезвычайного многообразия структур, с усложнением диалектики вещей, свойств и связей. Доста­точно сказать, что связь между двумя разными вещами дает нам тре­тью вещь, не сводимую к сумме тех двух, которые ее образовали. 

Итак, первая схема логико-алгоритмического изложения такова.

 

РЕАЛЬНОСТЬ

ПЕРВИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ

ВТОРИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ

АКТИВНОСТЬ

ПАССИВНОСТЬ

ВЕЩЬ

СВОЙСТВО

СВЯЗЬ

К содержанию

Далее

Обсудить книгу на форуме

Hosted by uCoz