Дальнейшая логика изложения предполагает последовательное рассмотрение каждого из двух способов существования первичной субстанции в качестве особых систем, также подчиняющихся универсальным законам алгоритма. Первым из таких способов существования первосубстанции является материя. У всех материальных объектов и процессов внешнего мира есть общий признак: они объективны, т.е. существуют вне и независимо от сознания. Именно по признаку объективности мы объединяем и обобщаем все явления в одном понятии материи. По определению В.И. Ленина, «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» [1]. Краткая формула ленинского определения такова: материя - объективная реальность.
В ленинском определении категория материи соотносится непосредственно с понятием реальности. Эта реальность может быть объективной (материя) и субъективной (сознание, психика). Оставляя в качестве специфического признак объективности, необходимо, вместе с тем, между понятиями материи и реальности поставить категорию первосубстанции и именно с последней, а не с реальностью соотнести категорию материи. Это означает одновременно преемственность с ленинским определением и модернизацию его в связи с задачами дальнейшего развития теории познания.
Признак объективности в равной мере характеризует атрибуты материи - пространство и время. Нелишне заметить, что логика алгоритма - вещь чрезвычайно строгая. Любая ошибка в вычленении отличительного, существенного признака выделяемого объекта влечет за собой утерю данной мировоззренческой теорией научного и адекватного характера.
Так, если вместо признака объективности в определения пространства и времени поставить признак абсолютности (он был использован ранее для характеристики первосубстанции), то теория пространства и времени приобретает уже не диалектико-материалистический, а метафизически-ньютонианский характер.
Кроме того, привычный отечественный и восточноевропейский вариант марксизма-ленинизма превратил категорию материи в некоторое подобие теоретического бога. Только она и никакое другое понятие обладало всеми мыслимыми и немыслимыми атрибутами. Между тем к атрибутам материи невозможно отнести любые известные нам свойства и состояния материи или же все то, что открыто, доказано и подтверждено наукой и практикой (например, наличие иерархии молекул, атомов, мельчайших частиц и т.д.). Скажем, разве можно найти какие-либо макротела, не состоящие из молекул, атомов или элементарных частиц? Подобный «атрибутивный» подход был бы совершенно бесперспективен, ибо категориальный смысл термина «атрибут» заключается в том, чтобы охарактеризовать не любые, а специфические свойства, присущие именно данной конкретной материальной системе. Материи в целом могут присущи только два (не меньше и не больше) специфических атрибута -пространство и время.
Пространство и время сами по себе не есть материя, а лишь способы ее бытия, выражающие тот эмпирический факт, что все вещи, события и процессы находятся в ситуации соподчинения и координации. Существование во времени означает порядок их следования друг за другом, цикличность и определенную ритмику изменения. Следовательно, отличительными признаками пространства и времени как атрибутов материи выступают соответственно их протяженность и длительность. С учетом сказанного сформулируем определения пространства и времени в логически корректной форме. Однако этому мешают особенности русского разговорного языка. В очередной раз мы сталкиваемся с тем, что наш язык не предназначен для того, чтобы обслуживать нужды исключительно философского теоретического мышления. Так, странно звучат выражения «пространство - протяженный, время - длительностный способы существования материи». Из-за этого возникает необходимость в менее строгих, но более удобоваримых формулировках. Здесь возможны два варианта определения пространства и времени: 1) пространство -протяженная, время - длящаяся материя;
2) пространство есть свойство материи обладать протяженностью, а время -длительностью.
Большей языковой корректностью обладает вторая формулировка.
Ни один материальный объект не может существовать только в пространстве и не быть во времени, и наоборот. Обусловлено это тем, что пространство и время органически связаны как с материей в целом, так и с любым отдельным ее фрагментом, равно как и друг с другом. Итак, общим признаком пространства и времени как взаимодополняющих атрибутов материи выступает признак объективности, а специфика обусловлена существованием пространства в виде протяженности, а времени - в виде длительности. Эта специфика обнаруживает себя в трехмерности пространства и одномерности времени.
Сторонами основного диалектического противоречия в системе материи выступают бесконечность и конечность. Каждый отдельный движущийся объект, равно как Вселенная в целом, представляют собой противоречивое единство бесконечности и конечности. Уточним, далее, философский смысл этих соотносительных категорий. Бесконечность материи означает: наличие неограниченного качественного многообразия ее пространственно-временных структур и их незамкнутый характер; количественную неисчерпаемость ее взаимосвязей и форм существования. Конечность обусловлена реальной отграниченностью каждого движущегося материального объекта в пространстве и времени. Она проявляется в первую очередь в дифференцированном характере основных структурных уровней материи: неорганической, органической и социально-организованной. В неорганическом мире конечной величиной обладают молекулы, атомы, различные частицы, кванты, с одной стороны, планеты, звезды или галактики - с другой. В обществе как относительно самостоятельные существуют прежде всего различные страны и государства.
Бесконечность не тождественна сумме конечных частей и представляет собой совершенно новое качество, не сводимое к конечным характеристикам. Категория бесконечности - типичное понятие-образ, для которого характерна, с одной стороны, опора на имеющиеся эмпирические и теоретические знания, с другой - постулирование некоторого абстрактного представления, не имеющего непосредственного представительства в окружающем нас мире.
Любое свойство материи есть противоречие между конечностью и бесконечностью. Такова, например, по характеру скорость света. Она конечна, так как имеет строго определенную величину и одновременно бесконечна, ибо материальное тело может приближаться к ней сколько угодно долго, никогда не достигая ее. Тело поэтому невозможно разогнать до скорости света. Недостижимость - отличительная черта бесконечности. Как бы ни был мал интервал между скоростью света и движущимся объектом, он принципиально непреодолим. Здесь мы имеем дело с непреодолимостью бесконечности [3].
Компонентами структуры материи являются неорганический, органический и социально-организованный ее виды. В свою очередь, каждый из основных структурных уровней обладает весьма сложным строением. Однако, как бы ни был многообразен окружающий нас мир, он един. К конкретным проявлениям единства мира ученые относят общность законов движения, сходство в структуре и функциях систем, однородность физико-химического состава тел. Философское понятие материи охватывает собой все объективно существующие предметы и явления, в том числе те, которые еще неизвестны человеку, но могут быть открыты в ходе познания мира. Его не способны поколебать никакие дальнейшие открытия в естествознании, никакие изменения естественнонаучных понятий о строении и свойствах материи. В любом случае неизменным остается положение о том, что материя существует и всегда будет существовать как объективный способ существования первосубстанции (реальности), независимый от наших ощущений и нашего сознания. Поэтому от философского понятия материи следует отличать естественнонаучные представления, или естественнонаучную картину мира, которая всегда ограничена уровнем, достигнутым наукой и практикой в данный момент. Философское учение о материи нельзя сводить к сумме знаний о ее свойствах, нельзя смешивать с учением о физическом или химическом строении материи. Безусловно, между философским понятием материи и естественнонаучными знаниями о ее строении (философской и научной картинами мира) имеется не только различие, но и связь. Она состоит в том, что и философия, и естествознание исследуют и отражают ту же самую объективную реальность, но с различных позиций.
Итоговая схема изложения концепции материи, следовательно, такова:
МАТЕРИЯ |
||
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ |
БЕСКОНЕЧНОСТЬ КОНЕЧНОСТЬ |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ
ОРГАНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО- ОРГАНИЗОВАННАЯ |
К содержанию |