6. КОНЦЕПЦИЯ МАТЕРИИ

Дальнейшая логика изложения предполагает последовательное рассмотрение каждого из двух способов существования первичной субстанции в качестве особых систем, также подчиняющихся уни­версальным законам алгоритма. Первым из таких способов существования первосубстанции является материя. У всех материальных объек­тов и процессов внешнего мира есть общий признак: они объектив­ны, т.е. существуют вне и независимо от сознания. Именно по при­знаку объективности мы объединяем и обобщаем все явления в од­ном понятии материи. По определению В.И. Ленина, «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фото­графируется, отображается нашими ощущениями, существуя неза­висимо от них» [1]. Краткая формула ленинского определения тако­ва: материя - объективная реальность.

В ленинском определении категория материи соотносится непос­редственно с понятием реальности. Эта реальность может быть объек­тивной (материя) и субъективной (сознание, психика). Оставляя в качестве специфического признак объективности, необходимо, вместе с тем, между понятиями материи и реальности поставить категорию первосубстанции и именно с последней, а не с реальностью соотне­сти категорию материи. Это означает одновременно преемственность с ленинским определением и модернизацию его в связи с задачами дальнейшего развития теории познания.

Признак объективности в равной мере характеризует атрибуты материи - пространство и время. Нелишне заметить, что логика алго­ритма - вещь чрезвычайно строгая. Любая ошибка в вычленении от­личительного, существенного признака выделяемого объекта влечет за собой утерю данной мировоззренческой теорией научного и адек­ватного характера.

Так, если вместо признака объективности в определения простран­ства и времени поставить признак абсолютности (он был использо­ван ранее для характеристики первосубстанции), то теория простран­ства и времени приобретает уже не диалектико-материалистический, а метафизически-ньютонианский характер.

Кроме того, привычный отечественный и восточноевропейский вариант марксизма-ленинизма превратил категорию материи в не­которое подобие теоретического бога. Только она и никакое другое понятие обладало всеми мыслимыми и немыслимыми атрибутами. Между тем к атрибутам материи невозможно отнести любые извест­ные нам свойства и состояния материи или же все то, что открыто, доказано и подтверждено наукой и практикой (например, наличие иерархии молекул, атомов, мельчайших частиц и т.д.). Скажем, раз­ве можно найти какие-либо макротела, не состоящие из молекул, атомов или элементарных частиц? Подобный «атрибутивный» под­ход был бы совершенно бесперспективен, ибо категориальный смысл термина «атрибут» заключается в том, чтобы охарактеризовать не любые, а специфические свойства, присущие именно данной конк­ретной материальной системе. Материи в целом могут присущи только два (не меньше и не больше) специфических атрибута -простран­ство и время.

Пространство и время сами по себе не есть материя, а лишь спо­собы ее бытия, выражающие тот эмпирический факт, что все вещи, события и процессы находятся в ситуации соподчинения и коорди­нации. Существование во времени означает порядок их следования друг за другом, цикличность и определенную ритмику изменения. Следовательно, отличительными признаками пространства и време­ни как атрибутов материи выступают соответственно их протяжен­ность и длительность. С учетом сказанного сформулируем определе­ния пространства и времени в логически корректной форме. Однако этому мешают особенности русского разговорного языка. В очеред­ной раз мы сталкиваемся с тем, что наш язык не предназначен для того, чтобы обслуживать нужды исключительно философского тео­ретического мышления. Так, странно звучат выражения «простран­ство - протяженный, время - длительностный способы существова­ния материи». Из-за этого возникает необходимость в менее строгих, но более удобоваримых формулировках. Здесь возможны два вариан­та определения пространства и времени: 1) пространство -протя­женная, время - длящаяся материя; 

2) пространство есть свойство материи обладать протяженностью, а время -длительностью. 

Боль­шей языковой корректностью обладает вторая формулировка.

Ни один материальный объект не может существовать только в пространстве и не быть во времени, и наоборот. Обусловлено это тем, что пространство и время органически связаны как с материей в целом, так и с любым отдельным ее фрагментом, равно как и друг с другом. Итак, общим признаком пространства и времени как взаи­модополняющих атрибутов материи выступает признак объективно­сти, а специфика обусловлена существованием пространства в виде протяженности, а времени - в виде длительности. Эта специфика обнаруживает себя в трехмерности пространства и одномерности времени.

Сторонами основного диалектического противоречия в системе материи выступают бесконечность и конечность. Каждый отдельный движущийся объект, равно как Вселенная в целом, представляют собой противоречивое единство бесконечности и конечности. Уточ­ним, далее, философский смысл этих соотносительных категорий. Бесконечность материи означает: наличие неограниченного качествен­ного многообразия ее пространственно-временных структур и их не­замкнутый характер; количественную неисчерпаемость ее взаимосвязей и форм существования. Конечность обусловлена реальной отграниченностью каждого движущегося материального объекта в про­странстве и времени. Она проявляется в первую очередь в дифферен­цированном характере основных структурных уровней материи: не­органической, органической и социально-организованной. В неорга­ническом мире конечной величиной обладают молекулы, атомы, различные частицы, кванты, с одной стороны, планеты, звезды или галактики - с другой. В обществе как относительно самостоятельные существуют прежде всего различные страны и государства.

Бесконечность не тождественна сумме конечных частей и пред­ставляет собой совершенно новое качество, не сводимое к конеч­ным характеристикам. Категория бесконечности - типичное поня­тие-образ, для которого характерна, с одной стороны, опора на име­ющиеся эмпирические и теоретические знания, с другой - постулирование некоторого абстрактного представления, не имеющего не­посредственного представительства в окружающем нас мире.

Любое свойство мате­рии есть противоречие между конечностью и бесконечностью. Тако­ва, например, по характеру скорость света. Она конечна, так как имеет строго определенную величину и одновременно бесконечна, ибо материальное тело может приближаться к ней сколько угодно долго, никогда не достигая ее. Тело поэтому невозможно разогнать до скорости света. Недостижимость - отличительная черта бесконеч­ности. Как бы ни был мал интервал между скоростью света и движу­щимся объектом, он принципиально непреодолим. Здесь мы имеем дело с непреодолимостью бесконечности [3].

Компонентами структуры материи являются неорганический, органический и социально-организованный ее виды. В свою очередь, каждый из основных структурных уровней обладает весьма сложным строением. Однако, как бы ни был многообразен окружающий нас мир, он един. К конкретным проявлениям единства мира ученые относят общность законов движения, сходство в структуре и функ­циях систем, однородность физико-химического состава тел. Фило­софское понятие материи охватывает собой все объективно суще­ствующие предметы и явления, в том числе те, которые еще неизве­стны человеку, но могут быть открыты в ходе познания мира. Его не способны поколебать никакие дальнейшие открытия в естествозна­нии, никакие изменения естественнонаучных понятий о строении и свойствах материи. В любом случае неизменным остается положение о том, что материя существует и всегда будет существовать как объективный способ существования первосубстанции (реальности), независимый от наших ощущений и нашего сознания. Поэтому от философского понятия материи следует отличать естественнонауч­ные представления, или естественнонаучную картину мира, которая всегда ограничена уровнем, достигнутым наукой и практикой в дан­ный момент. Философское учение о материи нельзя сводить к сумме знаний о ее свойствах, нельзя смешивать с учением о физическом или химическом строении материи. Безусловно, между философс­ким понятием материи и естественнонаучными знаниями о ее стро­ении (философской и научной картинами мира) имеется не только различие, но и связь. Она состоит в том, что и философия, и есте­ствознание исследуют и отражают ту же самую объективную реаль­ность, но с различных позиций.

Итоговая схема изложения концепции материи, следовательно, такова:

МАТЕРИЯ

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

КОНЕЧНОСТЬ

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ

ОРГАНИЧЕСКАЯ

СОЦИАЛЬНО- ОРГАНИЗОВАННАЯ

К содержанию

Далее

Обсудить книгу на форуме

Hosted by uCoz