7. КОНЦЕПЦИЯ ДВИЖЕНИЯ [1]

Окружающий мир предстает перед нами в виде величественной картины всеобщего изменения. Движутся атомы и молекулы, горы и реки, планеты и звезды. От частичек песка, переносимых ветром, и до новообразующихся галактик, - все находится в непрерывном кру­говороте бытия. Движение необходимым и существенным образом связано с материей, материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. 

К атрибутам движения правомерно отнести взаимодействие и отражение.

Взаимодействие выражается в том, что объекты влияют (воздей­ствуют) друг на друга путем обмена определенными порциями дви­жения. Или же внутри самого объекта происходит взаимовлияние составляющих его элементов. Взаимодействие, таким образом, пред­ставляет собой обмен тел изменениями. Возможность взаимодействия тел обусловлена тождеством и различием движущихся объектов. Дви­жение материальных образований совершается не само по себе, а в виде взаимодействия внутренних элементов данного образования. Основное качество взаимодействия - взаимопревращаемость объек­тов [6]. Поэтому 

взаимодействие можно определить как взаимопрев­ращаемое движение, или как способ взаимопревращения движущихся объектов.

Вообще говоря, в природе нет абсолютно обратимых или необра­тимых процессов. Согласно физической науке, обратимым является процесс, «который может протекать в обоих направлениях, причем, если процесс протек сперва в одном направлении, а потом - в обрат­ном, то система должна вернуться в исходное состояние без того, чтобы в окружающих телах произошли какие-либо изменения» [7]. Между тем в природе мы не найдем строго обратимых процессов. «Так как фактически в природе нет процессов, которые бы не со­провождались трениями или переходом тепла, благодаря теплопроводимости, - отмечал М. Планк, - то все природные процессы в действительности необратимы» [8]. Ряд других признанных специа­листов также подтверждает это важное положение, отмечая, что даже механические процессы, в известном смысле, необратимы [9].

В то же время в природе отсутствует и абсолютная необратимость. Поэтому необратимые или обратимые процессы различаются на ос­нове большей или меньшей вероятности, выраженности, опреде­ленности и всегда содержат моменты относительности. Фундамен­тальность взаимопревращаемости, или обратимости, как сущностного качества взаимодействия, дает основание ученым для вывода о том, что все реальные процессы в конечном итоге обратимы, поэто­му у нас нет никаких оснований бояться ни энтропии, ни второго закона термодинамики, ни тепловой смерти вселенной [10].

Отличительным признаком второго атрибута движения, отраже­ния, является соответствие. Поэтому отражение 

определим как явле­ние соответствия, или как способ достижения соответствия движущимися объектами. 

Процесс отражения связан с установлением оп­ределенного соответствия между отражающей и отражаемой систе­мами (по структуре, форме, содержанию и т.п.). Соответствие носит всеобщий характер. Взаимодействие материальных объектов осуще­ствляется на основе соответствия. Об этом свидетельствуют много­численные естественно-научные факты. В результате любой матери­альный объект есть система избирательно взаимодействующих эле­ментов, между которыми всегда имеет место известное соответствие. Каждое материальное образование потенциально готово к взаимо­действию со множеством других движущихся объектов, хотя в конк­ретных условиях оно взаимосвязано с вполне определенными объек­тами. Роль особого регулятора здесь играет отражение, которое обус­ловливает данный канал взаимодействия. Отражение, следователь­но, выступает в роли ограничителя взаимодействующих тел и обус­ловливает его избирательность. Взаимодействие, рассмотренное в отрыве от отражения, само по себе не в состоянии образовать упоря­доченную систему движущихся объектов. В свою очередь, отражение оказывается возможным благодаря процессу всеобщего взаимодей­ствия [6, с. 144, 149-153].

Таким образом, общим признаком, который объединяет взаимо­действие и отражение как атрибуты движения, выступает изменяе­мость (процессуальность), специфическими же их чертами оказыва­ются взаимопревращаемость (обратимость) и соответствие.

Движение противоречиво: уже простое механическое перемеще­ние осуществляется в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Посто­янное возникновение и одновременное разрешение этого противо­речия и есть - именно движение [13]. Сторонами основного диалек­тического противоречия движения выступают непрерывность и пре­рывность. Процесс материального движения - это диалектическое единство прерывного и непрерывного моментов. Единство прерыв­ности и непрерывности присуще всем видам изменения. Каждый процесс изменения предполагает фазы или ступени, которые тесно связаны между собой и способны переходить друг в друга. Например, жизнь нормально функционирующего общества непрерывна, но не­прерывность слагается из поколений людей, индивидуумов. Число­вой ряд составляют члены ряда в определенном их чередовании. Воз­можность выделять, вычислять тот или иной член ряда выражает его прерывность. Непрерывность ряда (его единство, целостность) вы­ражает, скажем, формула (закон) ряда [14].

Что понимается под прерывностью или дискретностью? 

Дискрет­ность (в переводе с латинского - раздельность, прерывность) - это философская категория, отражающая качественно определенные, конечные в пространстве и времени фазы движения и развития. 

Пре­рывность существует, в первую очередь, как дискретность основных форм движения материи: механической, физической, химической, биотической и общественной. Но, вместе с тем, движение непре­рывно. 

Непрерывность как гносеологическая категория отражает внут­реннее единство всех процессов изменения. 

Простейшее понимание непрерывности состоит в том, что, сколь близко не располагались две точки, между ними всегда можно поместить хотя бы еще одну точку. Движение в целом, равно как и отдельный процесс, не могут быть односторонне отождествлены с непрерывностью или, напро­тив, с прерывностью. Изображение движения только как непрерыв­ного процесса не дает его истинного отражения и неизбежно прихо­дит к его отрицанию. Если движущейся предмет нигде не останавли­вается, т.е. движение не прекращается, то мы придем к «дурной» непрерывности.

К структуре движения относятся развитие, деструктивный про­цесс (деструкция) и круговорот.

Критерием развития служит усложнение уровня организации дви­жущихся материальных систем, что выражается в появлении более организованных форм материального движения. 

Безусловно, не су­ществует абсолютных мер усложнения или упрощения уровня орга­низованности систем, поскольку одна из них может оказаться в дан­ном отношении (по определенному показателю) более сложной и организованной, а в другом отношении - более простой и менее организованной [15]. Поэтому критерии уровней сложности и орга­низованности носят относительный характер и позволяют опреде­лить направленность движения по одному или нескольким парамет­рам (качественным или количественным). Единый же процесс дви­жения какого либо материального объекта мы вправе рассматривать как развивающийся в одном аспекте, как деградирующий - во вто­ром аспекте и как неизменный - в третьем аспекте. Однако в каждом данном предмете превалирует один из трех типов изменения, что служит объективной основой для отождествления его лишь с одним из видов изменения. Тем самым вскрывается сущность данного типа изменения.

В заключение раздела приведем итоговую схему изложения.

 

ДВИЖЕНИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ОТРАЖЕНИЕ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ

ПРЕРЫВНОСТЬ

РАЗВИТИЕ

КРУГОВОРОТ

ДЕСТРУКЦИЯ

 

[1] В разделе использованы работы В.Г. Афанасьева [1], А.А. Бутакова [2], В. Литевского [3], Г.И. Рузавина [4] и других авторов.

К содержанию

Далее

Обсудить книгу на форуме

Hosted by uCoz