Бытие вторичной субстанции относительно, поскольку психические духовные процессы не существуют вне и помимо своей материальной физиологической основы. Может, правда, возникнуть, во-первых, вопрос о том, насколько оправдано полагание духовно-психических процессов в качестве особой субстанции? И, во-вторых, допустимо ли рассмотрение вторичной субстанции в качестве равноправной с первичной? Ибо последняя абсолютна, следовательно, несотворима и неуничтожима, тогда как никакие гарантии вечности существования психики и сознания нам неизвестны (скорее наоборот). В данной связи заметим, что вторичная субстанция нематериальна и субъективна на уровне сущности. Полноценное же ее понимание как особого явления и фактора реального мира невозможно без учета наличия специфического материального субстрата вторичной субстанции, включающего в себя естественные (природные) и искусственные составные. К первым относится практически весь организм человека и животного. Ко вторым все то, что создано в ходе их жизнедеятельности и служит осуществлению идеально-психических процессов (информационно-вычислительная технология, книги, картины, скульптура, кино- и фототехника и многое др.).
И все же, как может, с точки зрения логики, субстанция вторичная и уничтожимая быть равноправной в своих отношениях с субстанцией первичной - вечной и неуничтожимой? Эта трудность выглядит весьма серьезной и, на первый взгляд, неустранимой в рамках материалистически-монистического мировоззрения. Однако в истории философии давно намечены пути и средства, которые позволяют успешно справиться с этой задачей. Речь идет о различии актуального и потенциального бытия. Вторичная субстанция действительно сотворима и уничтожима, но лишь в актуальном плане, потенциально же ее существование не менее фундаментально, чем первосубстанции. Другими словами. Вселенная на этапе собственного развития естественным образом порождает высшие формы движения материи - биологическую и социальную. Следовательно, потенциально вторичная субстанция столь же неуничтожима и несотворима, как и первичная.
Необходимо далее уточнить смысл и содержание категории вторичной субстанции. Признание субстанциального характера духовно-психических явлений означает, прежде всего, способность последних к автономному и спонтанному развитию, исходящему из собственных внутренних нужд и запросов, которые могут совпадать или не совпадать с логикой развития материального мира. Впрочем, способность идеальных субъективных явлений развиваться в соответствии с собственными потребностями - факт широко признанный в мировой философской мысли. В марксизме сказанное находит свое отражение в признании относительной самостоятельности и преемственности развития общественного сознания и надстройки. В немарксистских доктринах, особенно религиозно-идеалистических, этот факт нередко преувеличивается и трактуется иногда как полная и абсолютная возможность самостоятельного существования психики и духа. Таков смысл учения объективных и субъективных идеалистов (Платон, Гегель, Беркли, Кант и др.). Между тем наука дает все больше доказательств того, что в ходе становления и эволюции общества условия социальной жизни людей, в известной мере, нашли отражение в физиологии высшей нервной деятельности и мозга человека. Сами органы чувств современного человека есть продукт как биотической, так и социальной эволюции.
Где, однако, проходит граница между первичной и вторичной субстанциями? Содержательный смысл понятия вторичной субстанции связан, в первую очередь, с функционированием биологической и общественной форм движения материи, с психическими и духовными процессами. Материальным и физиологическим субстратом последних выступают, в первом приближении, нервная система и мозг животного и человека. Это естественные, натуральные предпосылки существования явлений, которые мы связываем со вторичной субстанцией. Но можно ли отождествлять вторичную субстанцию, а также психику и сознание с их природной материально-физиологической основой? Ведь в обществе любой материальный фрагмент действительности, включенный в общую систему человеческих отношений и деятельности, несет печать идеальности и субъективности, т.е. субстанциальные признаки психики и сознания.
Сказанное, прежде всего, относится к духовной культуре общества: книгам и картинам, скульптурам и кинофильмам, средствам информатики и вычислительной техники и т.д. Но и материальная культура несет печать этих признаков. Города и поселки, материальное производство и инфраструктура, даже молоток и лопата в руках человека приобретают черты разумности и целесообразности, что говорит о неразрывной их связи с тем, что мы называем вторичной субстанцией. В целом же вся вторая (искусственная) природа человека есть известная и неразрывная связь двух субстанций: вторичной и первичной. Следовательно, психика и сознание, взятые в их субстанциальном качестве, вторичны, субъективны и идеальны по своей сущности, тогда как на уровне явления, реального существования они могут быть в определенной степени абсолютными, объективными и материальными. Это неудивительно если учесть, что первые той признака не существуют сами по себе вне всякой зависимости от вторых.
Итак, категория ментальной субстанции охватывает весьма широкий круг биологических и общественных явлений, элементы как естественной, так и очеловеченной природы.
К атрибутам вторичной субстанции относятся психика и сознание. Иными словами, нематериальная субстанция обладает двумя основными способами бытия. В отечественной и мировой философской и научной мысли взаимосвязь сознания и психики интерпретировалась весьма произвольно, часто ненаучно и метафизично. Так, в многочисленных учебных и других пособиях по курсу философии сознание объявлялось присущим лишь человеку, а психика - животным. Наличие сознания у животных отрицалось, поскольку оно объявлялось полностью общественным (или божественным) атрибутом.
Общим признаком психики и сознания выступает относительность существования, что обусловлено их непосредственной и существенной связью с ментальными процессами. В то же время психика и сознание обладают известной спецификой, собственной индивидуальностью или сущностью. Поэтому
психику и сознание следует отличать как соответственно субъективный (индивидуализированный) и идеальный (нематериальный) способы существования вторичной субстанции.
Разведение субъективного и идеального не является полностью условным и произвольным, потому что имеет под собой вполне определенные основания. В частности, отражение субъектом внешнего мира, как отмечено выше, носит двойственный (материально-идеальный) характер и вследствие этого не сводимо к идеальному компоненту. Иными словами, субъективное не обязательно и не всегда жестко связано с идеальным. На наших глазах происходит революция в области информационной технологии. В данной связи прежде всего бросаются в глаза количественные параметры этого процесса: громадное нарастание скорости вычислений, арифметических и иных действий при уменьшении габаритов. Не менее важен, однако, качественный аспект, заключающийся в нарастании фактора субъективности (индивидуальности) поведения различных ЭВМ, роботов и т.п. механизмов. Механические системы все успешнее решают проблемы, которые всегда признавались глубоко человеческими и в высшей степени творческими, относящимися к самой сокровенной духовной природе человека. Эта революция наглядно видна на примере фантастического усиления способности кибернетических систем успешно вести игру, подобную шахматной. Если в 1996 году счет в игре чемпиона мира Г. Каспарова с машиной был 4 : 2 в пользу человека, то в 1997 3,5 : 2,5 в пользу машины.
Между тем игра в шахматы по своей интеллектуальной емкости сопоставима со многими отраслями наиболее сложных видов и форм духовной человеческой деятельности. С точки зрения проблем, анализируемых в данной работе, приведенные факты свидетельствуют о быстром развитии нового вида субъективности - ее эволюции и существования в материально-объективной форме, все более отчуждающейся от субъекта (человека). На этом примере особенно наглядно видно, как ранее простая и нерасторжимая целостность субъекта и человека начинает перерастать в сложное диалектическое единство человека с субъективными творениями его собственных рук. В этом процессе фактор субъективности приобретает все более самостоятельный характер и начинает действовать все более автономно от человеческого сознания. Таким образом, пути субъективного и идеального, ранее представлявшие нечто совершенно неразъединимое, ныне все дальше расходятся.
С другой стороны, как известно, отнюдь не все в идеальном отражении субъективно. Более того, объективная сторона в сознательной деятельности человека имеет известный приоритет перед субъективной стороной (истинное отражение перед неистинным, неадекватным). Именно наличие объективного в идеальном человеческом отражении позволяет объективировать последнее во вне, создавать технику, способную заменить человека и эффективно действовать относительно независимо от него (беспилотные самолеты, луно- и марсоходы и пр.). Ведь объективное есть фактор, объединяющий собой как материальное, так и идеальное и потому имеющий возможность существовать в двух относительно самостоятельных формах: материальной и идеальной. В то же время материальное и идеальное не тождественны объективности и могут существовать также и в субъективной форме. Отсюда не только возможное, но и действительное расхождение линий субъективного и идеального во все усложняющемся общественном мире.
Итак, непосредственным субстратом (носителем) социального и биологического сознания оказывается кора головного мозга, непосредственным субстратом психических процессов выступает вся нервная система живого организма, гораздо более широкий круг нервно-физиологических явлений, которые обнаруживаются уже в достаточно простых организмах (типа гидры) и охватывают практически все живые организмы за исключением самых простейших, представляющих собой пограничную область с флорой, т.е. растениями. Психика выступает более устойчивой стороной вторичной субстанции, сознание - ее процессуальная и более подвижная сторона.
Принцип дополнительности, реализованный применительно к явлениям вторичной субстанции, предполагает, что отражение есть не только идеальная, но и нервно-физиологическая функция его субстрата, т.е. головного мозга и нервной системы. Другими словами, в самом субстрате существуют определенного рода копии внешнего воздействия, которые могут быть названы их образом, но это еще не идеальный, а нервно-физиологический образ [6]. Любое существенное усложнение характера психической деятельности предполагает соответствующее усложнение ее субстрата (нервной системы и головного мозга). В свою очередь, более развитый и морфологически совершенный субстрат объективно способствует расширению возможностей для успешного развития более сложных форм и уровней духовно-психической деятельности.
Сознание обладает по отношению к своему материальному субстрату - нейрофизиологическим мозговым процессам - лишь относительной самостоятельностью и независимостью. Ряд ученых особенно подчеркивает то обстоятельство, что любое ощущение или мысль, ставшие фактором памяти, хранятся ею вполне материальным образом. Каким бы абстрактным и обобщенным ни был идеальный образ, он непременно имеет нервно-физиологическую представленность в мозге, и не в какой-то эфемерной, а вполне конкретной форме нейродинамической мозаики в материале нервной ткани. Только такое (двойное - идеальное и материальное) существование отраженной копии внешнего мира и делает возможным ее воспроизведение субъектом в виде словесного описания, в виде рисунка и т.п. Никакое иное воспроизведение отображенного, кроме как на основе материального носителя, нервно-физиологического невозможно [5,с.66-69].
Именно двойственный характер функционирования вторичной субстанции создает объективную возможность все большей дифференциации ее идеальной и материальной сторон в ходе общественной эволюции. В этом проявляется постоянно возрастающая способность сознания и психики субъекта к обратному воздействию на окружающую его действительность. Но это обратное воздействие не следует понимать в идеалистическом плане: как прямое воздействие духа на материальный мир. Возрастающая мощь духовного не может быть реализована сама по себе, вне каких бы то ни было материальных форм и механизмов. Всякое действительное усиление этой мощи требует приведения в действие соответствующей материальной технологии, усложнения как искусственного, так и естественного субстрата духовно-психических явлений. Общество, собственно, постоянно тем и занято, чтобы, с одной стороны, усилить действующую инструментально-техническую силу совокупного интеллекта, с другой - обеспечить необходимое развитие непосредственно человеческих естественных способностей.
Сторонами основного диалектического (движущего) противоречия вторичной субстанции выступают эндогенная и экзогенная характеристики. Эндопсихика есть выражение внутренней зависимости психических элементов и функций, своего рода внутренний механизм личности.
Эндопсихика предполагает наличие темперамента, характера, способностей восприятия, памяти, внимания, воображения и т.д. Все перечисленные составные относятся к внутреннему устойчивому ядру личности. Экзопсихика связана, прежде всего, с воздействием на личность внешней среды в самом широком понимании этого термина. Понятие экзопсихики определяется Лазурским как отношение «личности к внешним объектам, к среде». В понятие среды включаются «и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага...» [9].
В широком общественном ракурсе к экзогенной стороне ментальной субстанции мы вправе отнести влияние на людей СМИ в глобальном масштабе, экологической и демографической ситуации, экономики, политики и многого др. К эндогенной стороне в этом случае относятся социальные нравы и привычки, стереотипы восприятия и поведения, мировоззренческие установки и т.д.
Интерпретация эндогенной и экзогенной сторон в качестве основного диалектического противоречия вторичной субстанции означает следующее:
эндогенные процессы обусловлены преимущественно внутренней активностью психики и познания любого организма (от простейших многоклеточных до человека); экзогенные состояния, напротив, детерминированы по преимуществу воздействиями на данный организм и его психику внешней среды.
Область ментального всегда представляет собой сложное переплетение внутренних и внешних импульсов, из чего реально складывается субъективно-идеальная духовно-психическая жизнь субъекта (зоологического сообщества или социума). Вторичную субстанцию (равно как психику и сознание) мы вправе сравнить с двойным взором: один живое существо постоянно направляет во внешний мир, другой постоянно обращен в его постепенно усложняющийся внутренний мир [2, с. 38].
Внутренний субъективно-идеальный мир животного и человека в одно и то же время постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды и приспосабливает последнюю в соответствии со своими нуждами. Во вторичной субстанции, функционирующей на основе естественного (нервная система, кора головного мозга) и искусственного субстрата (средства информатики, вычислительной техники и т.д.), находят свое постоянное отражение и внешние, и внутренние факторы жизни субъекта. Взаимодействие этих двух факторов принимает характер столкновения противоположно направленных импульсов (целей и потребностей, интересов и стремлений), которые могут то достигать некоторого равновесия (гармонии), то давать перевес одной из борющихся сторон.
Структура вторичной субстанции находит свое воплощение в трех основных функциях: когнитивной, мнемонической и регулятивной.
В работах, посвященных психической деятельности животных и человека,
понятие когнитивного все чаще используется в широком смысле и обозначает их общую способность к мышлению, познанию и исследованию окружающего мира.
Так, применительно к высшим животным ученые говорят об «инстинкте любопытства» как предтече собственно человеческой познавательной деятельности. В таком широком понимании «...когнитивная наука может рассматриваться как родовая дисциплина, объединяющая изучение естественного интеллекта биологических организмов и искусственного интеллекта машин» [11].
Следующей задачей ментальной субстанции является мнемоническая, которая позволяет сохранять, помнить полученную в фило- и онтогенезе информацию.
Благодаря все более эффективно развивающемся мнемоническим механизмам, сначала биологические, а затем и социальные организмы получают возможность предвидения возможных результатов действия еще до того, как оно свершилось, корректировать свое поведение под воздействием нежелательных случайных факторов. Мнемоническая функция нематериальной субстанции позволяет не только правильно и адекватно отражать окружающую действительность, но и успешно действовать живым организмам, достигать поставленных целей. Эта функция обеспечивает эффективную адаптацию животным, а человеку позволяет изменять (адаптировать) окружающую его среду в соответствии со своими потребностями, интересами и идеалами.
Третья - регулятивная - функция вторичной субстанции возникла в ответ на потребность живых организмов в координации ответных реакций различных его подсистем в ответ на воздействия внешней среды.
Нормальная жизнедеятельность биологических и социальных организмов без упорядочения, регуляции их деятельности со стороны психики и сознания была бы попросту невозможна. Регулирование, в частности, имеет своей задачей выработку механизма согласования постоянно сталкивающихся между собой импульсов эндогенного и экзогенного характера, требований внешней среды и внутренних потребностей биотической или социальной системы.
Приведем итоговую схему изложения теории ментальной субстанции.
ВТОРИЧНАЯ СУБСТАНЦИЯ |
||
ПСИХИКА |
ЭНДОГЕННОСТЬ |
КОГНИТИВНАЯ МНЕМОНИЧЕСКАЯ |
К содержанию |