Деятельность есть способ, каким осуществляется самодвижение и саморазвитие общественной формации. По своей сущности, деятельность, следовательно, представляет собой динамичный тип общественной связи, процесс бесконечного общественного изменения, не имеющий завершенного состояния и не создающего итогового абсолютного продукта.
Вопрос об отличительных, или атрибутивных, свойствах деятельности до сих пор остается предметом дискуссии. В литературе называется большое число признаков такого рода (среди них предметность и целесообразность, упорядоченность и организованность, избирательность и продуктивность, универсальность и способность к преобразованию действительности, рефлективность и осознанность и т.д.). При этом остается без ответа вопрос о том, какие из перечисленных признаков являются подлинно специфическими, а какие неспецифическими для человеческой деятельности. В частности, часто называемый признак сознательности недостаточно четко фиксирует отличительные особенности деятельности. Конечно, в первом приближении, человеческая деятельность выглядит сознательной. Однако данный признак употребляется чересчур в широком значении, ибо в конкретной ситуации эта в целом сознательная деятельность включает в себя психические акты, остающиеся за порогом сознания (процессы интуитивного озарения, неосознанную мотивацию, иррациональное).
К атрибутам деятельности следует отнести предмет и рефлексию. Представление об имманентной их принадлежности к человеческой деятельности встречается у мыслителей различных эпох и направлений, но особенно плодотворно идею о неразрывной связи предметности и рефлективности друг с другом и активностью человека развивал Гегель.
Идеи Гегеля, Маркса и других мыслителей получили в науке и философии XX в. дальнейшее развитие. Так, было показано, что предметность может быть как материальной, так и идеальной: «... предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может» [12]. Все же фундаментом предметности является вещественно-материальная практическая деятельность. Вместе с тем предметность определенными своими сторонами выходит за рамки вещественно-материальной активности и выступает в ряде ситуаций в форме идеального объекта. Не случайно широко распространены выражения типа «предмет» философии, истории, литературы и т.п.
Неверно отождествлять предметность с материальной вещественностью, а рефлективность, напротив, с невещественностью. Признак предметности присущ не только материальным реальностям, но и в определенной мере идеально-духовным образованиям, несмотря на то, что формы их предметного бытия обладают существенными отличиями. В свою очередь, далеко не все материальные системы являются непременно вещественными (например, микрообъекты). Однако любые уровни материального мира (как вещественные, так и невещественные) обладают качеством предметности, если они вовлечены в процесс человеческой деятельности. Обусловлено это тем, что «сама предметность как конституирующее свойство деятельности имеет социальную природу» [13]. Поэтому признак предметности, в известном плане, оказывается более широким по сравнению со свойством вещественности, характеризуя не только макро-, но и микрообъекты, полевые уровни движущейся материи. Вместе с тем признак предметности утрачивает всякий категориальный смысл за границами социальной формы движения материи. Иными словам» предметность и человеческая деятельность отдельно друг от друга не существуют, тогда как вещественность в научном физическом смысле слова представляет собой такую объективную черту, которая присуща материальному миру независимо от того, вовлечен или не вовлечен определенный его фрагмент в сферу человеческой деятельности.
После уточнения содержания признака предметности остановимся на понимании рефлективности. «Рефлексия» в переводе с латинского означает отражение. В современном русском языке термин используется для обозначения весьма отличных друг от друга явлений. В контексте данной работы рефлексия, выступая необходимым моментом деятельности человека, пронизывает любой ее акт и присуща как отдельному индивиду, так и обществу в целом. В процессе деятельности человек, воздействуя на предметы природы, одновременно мысленно отражает ее ход путем рефлектирования, познавая или оценивая объекты собственной активности. Рефлексия как бы переводит «внешнее» практическое действие «во внутрь», т.е. в орбиту сознания. Она предполагает способность формирования плана предстоящей операции, целесообразного воздействия на материальные предметы и сознание других людей.
Идеальная предметность впервые появляется тогда, когда субъект каким-либо путем обозначает ту или иную вещь (с помощью жеста, мимики, слова и т.д.). «О наших мыслях, -писал Гегель, - мы знаем только тогда, когда имеем определенные, действительные мысли, когда мы даем им форму предметности, различенности от нашего внутреннего существа, следовательно форму внешности, и притом такой внешности, которая в то же время носит печать высшего внутреннего. Таким внутренним внешним является единственно только членораздельный звук, слово» [17].
Созданные в результате рефлективной деятельности научные и художественные ценности, подобно материальным социальным образованиям, получают статус предмета, т.е. значение нового объективного фактора общественного существования. Все растущее количество предметов деятельности образует особую, вторую природу человека. Ее, однако, не следует понимать как нечто находящееся вне и за пределами самого человека (так, понятийно-образное и категориальное мышление, характерное для научной, философской или художественной деятельности, является имманентной принадлежностью духовного мира человека).
Диалектика взаимоперехода от предмета к рефлексии и обратно находит свое отражение во взаимосвязи понятий распредмечивания (субъективации) и опредмечивания (объективации). Распредмечивание представляет собой практическую и теоретическую деятельность, заключающуюся в освоении субъектом данного объекта. В ходе этого процесса человек как бы превращает вещи в себе в вещи для нас, вбирая в себя их специфическую объективность путем включения предмета в живую деятельность, в действующую способность. Опредмечивание, напротив, предполагает кристаллизацию продуктов духовно-рефлективной деятельности в предметные, объективированные и овеществленные формы (орудия труда, технику и технологию и т.д.). Иными словами, опредмечивание есть процесс практической реализации идей, превращение их в предметный мир, противостоящий человеку. Процесс распредмечивания вещи, вместе с тем, не означает полного упразднения ее предметной сущности. В ходе распредмечивания снимается ее прежняя предметная форма и приобретается новая [18].
Путем опредмечивания идеальное может быть тиражировано и передано другому субъекту, усвоено и использовано последним. Человек не способен передать другому человеку идеальное как таковое, как чистую форму деятельности. Идеальное, будучи формой субъективной деятельности, усваивается лишь посредством активного творчества, в процессе распредмечивания вещи. «Процессы опредмечивания и распредмечивания являются условием обмена деятельностью между различными субъектами. Причем обмен деятельностью между различными субъектами (общество, класс, группа или отдельная личность) совершается по-разному, но существенным всегда остается одно - трансляция идеального, его движение. Можно вполне определенно утверждать, что без этих процессов (опредмечивания и распредмечивания), как своеобразных форм перехода внутреннего и внешнего, невозможно самодвижение социальной формы движения материи, без этого нет также социальной деятельности» [19].
Итак, в категориях предмета и рефлексии отобразился реальный факт существования деятельности в виде двух относительно самостоятельных способов: объективного и субъективного. В рамках деятельности, представляющей собой непрекращающийся ни на мгновение процесс социального изменения, указанные способы не являются статичными и обособленными друг от друга. Подобное раздельное их рассмотрение возможно исключительно в рамках теоретического исследования. Действительный же процесс общественного самодвижения направлен на устранение односторонности субъективной и объективной его сторон и реализует динамику их взаимоперехода. Этот по своей сущности диалектический процесс, где грани между предметом деятельности и его отражением весьма подвижны, условны и относительны, однако не является совершенно аморфным и не дифференцированным и не приводит к полному растворению субъективного в объективном, или, напротив, объективного в субъективном. Эти важнейшие черты всегда сохраняют свою качественную определенность и выступают гносеологической основой для формирования предметного и рефлективного способов общественной деятельности.
Особого внимания заслуживает вопрос об отличительных признаках предмета и рефлексии.
По-видимому, наиболее емко предмет, а также близкую к нему категорию «объект» характеризуют понятия объективации и овеществления. Закрепим объективацию за категорией предмета. К специфическому признаку рефлексии отнесем ее целесообразный характер.
Безусловно, адекватность предлагаемой теоретической процедуры должна быть проверена практикой дальнейших исследований и опытом преподавания в высшей школе.
Развитие понятия «рефлексия» в данном направлении представляется наиболее перспективным и отвечающим современным запросам его теоретического осмысления. Напротив, стремление отнести это понятие к сугубо теоретическому уровню познания, объявив его специфической чертой исключительно философского или научного мышления, непродуктивно. Рефлексия не специфическая, а общая черта, которая не отличает, а объединяет философию и науку с другими видами и сферами духовной деятельности.
Таким образом, не следует понимать рефлексию как самосознание. Рефлексия в контексте концепции деятельности включает в себя все варианты человеческой субъективности: акты осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и иррациональные, логические и интуитивные, дискурсивные и чувственные. Рефлективность - это такой срез общественного сознания, который непосредственно включен в процесс человеческой деятельности. Иными словами, рефлективность суть деятельностное сознание. Подобное понимание рефлективности далеко выводит ее за пределы самосознания личности и даже социальной группы. Дело в том, что с задачей производства рефлективности в ряде случаев успешно справляются электронно-вычислительные машины и вообще различные технические устройства, призванные облегчить человеку выполнение его интеллектуально-логических операций. Диапазон последних все более расширяется. ЭВМ успешно «играют» в шашки и шахматы, «пишут» стихи и музыку, выполняют многие другие рефлективные функции. Правда, операциональные действия, производимые механизмами, носят не идеальный, а материальный характер. Тем не менее они, в известной мере, выполняют задачи интеллектуально-логического порядка и потому не должны исключаться из общей системы рефлективной деятельности. И хотя эта активность является, в первую очередь, деятельностью сознания человека по оперированию идеальными значениями, она вместе с тем не может быть к ней сведена.
Итак, предмет (предметность) и рефлексия (рефлективность) выступают двумя фундаментальными способами существования общественной деятельности. Их общий признак - процессуальность, динамичность, специфика же заключается в том, что предмет - объективированный, а рефлексия - целесообразный способы деятельностного бытия.
Сторонами основного диалектического (движущего) противоречия деятельности являются творчество и контртворчество. Подобно категории культуры, творчество понимается в двух планах - гносеологическом и аксиологическом.
Наиболее часто описательно-гносеологический подход рассматривает творчество как новаторскую, продуктивную и общезначимую деятельность. Термин «творчество» нередко выступает синонимом одного из этих понятий, либо некоторой их совокупностью. В целом гносеологическое понимание творчества породило многочисленные и неразрешимые логические противоречия, что свидетельствует о его бесперспективности. Так, одним из наиболее распространенных является представление о творческой деятельности как способе социальной активности, который создает нечто принципиально новое. На это справедливо выдвигаются два основных возражения. Первое связано с тем, что не все новое полезно и ценно для общества.
С позиции теории познания невозможно объяснить ту парадоксальную ситуацию, когда весьма оригинальная, продуктивная и общезначимая идея (научная, техническая и иная) или ее воплощение в общественную практику оборачивается большим социальным злом и угрожает человечеству многими бедами (экологическая катастрофа и т.п.). Следовательно, выясняется, что сама по себе новаторская, продуктивная и общезначимая деятельность способна в широком историческом контексте оказаться фактором как прогресса, так и регресса. Иными словами, при последовательном гносеологическом истолковании категории творчества на одну доску ставятся любые - как позитивные, так и негативные - ее результаты, если они обладают признаками новизны, продуктивности и общезначимости. Вот примечательное и типичное суждение подобного рода: творчество «может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находить выход в озорстве, хулиганстве, преступлении. Сколько изобретательности и даже таланта проявляют преступники?» [21].
Автор ряда интересных философских работ В.А. Кутырев, справедливо указывая на драматичный характер целостной творческой деятельности XX в., в то же время склонен интерпретировать ее в дезаксиологическом плане. В частности, автор говорит о том, что неоправданная, с его точки зрения, «эйфория» в отношении творчества продолжается и ее «пора развеять», остановив «милитаристское творчество». Кутырев полагает, что в самих «истоках трагедии» современной цивилизации «лежит творчество» и «дьявол тоже творит!», поэтому «надо преодолеть вседозволенность творчества», в вере, нравственных ценностях он видит «антипод творчества», полагая, что «дух творчества и дух религии - враги» [22].
Кроме того, последовательный гносеологический подход ведет к отождествлению понятий творчества и деятельности, ибо получается, что в конечном счете вся человеческая деятельность носит творческий характер. Тогда какая-либо самостоятельная методологическая роль категории творчества неизбежно теряется и оно становится простым синонимом понятия «деятельность».
Основой для отождествления творчества и деятельности может быть как социальный оптимизм, так и пессимизм («творчество» дьявольских сил!). Позиция оптимизма делает своей опорой факты поступательного характера исторического развития общества. Известные периоды застоя и упадка, имевшие место в прошлом, относительно быстро преодолевались в ходе общественного прогресса. Однако из этого едва ли правомерно делать вывод о тождестве родовой деятельности человека с творчеством и прогрессом, ибо в природе общественной формы движения материи вряд ли «заложена программа», которая фатально и однозначно предопределяет ее развитие исключительно в сторону постоянного прогресса. Мыслимы различные пути развития общества, не исключающие, следовательно, и его антигуманные варианты. Человеческая деятельность далеко не всегда заключается в поиске и утверждении новых и прогрессивных ценностей. Мало того, она нередко проявляется в деятельности, поддерживающей косное, устаревшее и реакционное, поскольку может питаться как прогрессивными, так и регрессивными источниками.
Второе серьезное возражение против гносеологизации творчества исходит из неправомерности отнесения к нетворческим старых проблем (задач), которые могут быть решены новым и лучшим способом, использованием полезной идеи на практике. В теоретико-познавательном аспекте категории творчества обычно противопоставляют понятия алгоритма и стереотипа, шаблона или рутины. Такое противополагание вынуждает последовательно мыслящих ученых сделать вывод о том, что в принципе не существует и не может существовать ни методов, ни методологии творчества. В действительности дело обстоит совсем иначе, ведь подлинно творческие способности - это алгоритм конкретной деятельности, работающий эффективнее и продуктивнее своих неалгоритмических аналогов.
Указанные нами трудности и противоречия, возникающие в случае гносеологического подхода к творчеству, стимулировали интерес исследователей к его аксиологической интерпретации, которая заключается в понимании творчества как прогрессивной деятельности. Обладая позитивной социальной значимостью, творчество всегда противостоит деятельности с отрицательным знаком. Активность, ставящая своей целью модернизацию и упрочение отживших социальных ценностей, по своей сущности, выражает общественный регресс. Правда, возникает вопрос относительно того, куда отнести результаты деятельности реакционных сил, выражающиеся в самых различных формах (своеобразные экономические и политические, нравственные и правовые отношения, философские и религиозные системы, кодексы и традиции), тем более, если они возникли впервые?
Безусловно, было бы ошибочно отказывать такого рода явлениям в известной инициативности, новизне и полностью отрицать их творческий характер. Однако едва ли современная философская теория выиграет от признания творчеством не только прогрессивного, но и реакционного. При такой постановке вопроса получилось бы, что творчество, представляя собой мощный фактор развития материальной и духовной культуры, вместе с тем способно быть выражением деградации и разложения. Конечно, не раз в истории человечества продукты его деятельности направлялись на разрушение культурных ценностей. Подлинное же творчество не может не служить обществу, не быть истинно гуманистическим. В силу приведенных соображений необходима последовательно аксиологическая интерпретация творчества как позитивной, культурной и прогрессивной деятельности.
Насколько подходит в качестве соотносительного с категорией творчества термин «нетворчество», который нередко встречается в философской и иной литературе? Он не является удачным в силу того, что понятие нетворчества в строгом смысле слова обозначает такую сферу деятельности, которая находится за пределами творческой деятельности и вследствие этого не может быть стороной ее внутреннего противоречия [23]. Поэтому необходимо подобрать более адекватное и притом аксиологическое понятие, способное эффективно отразить внутреннее противоречие общественной деятельности. Иными словами, задача состоит в том, чтобы выделить такие соотносительные понятия, которые смогли бы зафиксировать диалектически противоречивый характер однотипной деятельности людей в условиях существования различных (а порой и диаметрально противоположных) общественных систем. Ведь одни и те же виды активности (научной, технической и т.п.) противостоят друг другу в зависимости от того, интересам каких социальных сил они служат. Одни и те же процессы и продукты человеческой деятельности (например, военная техника) могут служить делу защиты мира и стабильности, или, напротив, способны представлять угрозу мировому или региональному сообществу.
Трудности с подбором полноценного эквивалента антиподу творчества привели к тому, что в качестве такового называются самые различные понятия, порой имеющие определенный философско-мировоззренческий статус, а нередко им не обладающие. Творчеству противополагают репродуктивность и застой, простые исполнительские и узкоспециализированные операции, нетворчество и антитворчество и т.д. На обыденном уровне подобное противопоставление имеет известное значение. Вместе с тем философско-методологический анализ должен теоретически обосновать и доказать, действительно ли какое-либо из вышеперечисленных понятий является в полной мере коррелятивным творчеству, либо они противостоят последнему в каких-то частных и специальных видах общественных связей.
Наиболее точно аксиологически-противоречивое содержание передается словосочетанием «творчество - контртворчество». Приставка «контр» является универсальной формой для обозначения альтернативы любым оценкам, языковый эквивалент которых почему-либо не сложился. Необходимо также учесть, что до настоящего времени ни философская, ни научно-формальная логика оценочного сознания в достаточной мере не разработана, в результате чего не только нормы разговорного языка, но и специальная научно-философская терминология формируются стихийно. Целый ряд ключевых оценочных и диалектически противоположных понятий давно сложились и выдержали проверку времени. Для них использование приставки «контр» не требуется. Это, в частности, такие категории социальной философии, эстетики и этики, как прогресс - регресс, богатство - бедность (нищета), высший - низший, оптимизм - пессимизм, положительный - отрицательный, правда - ложь, прекрасное - безобразное, добро - зло, праведный - грешный. Другие категориальные пары традиционно используют приставку «контр»: революция - контрреволюция, культура - контркультура и т.п. И, наконец, у ряда важных аксиологических понятий языковые нормы еще не сложились. Поэтому нам порой приходится употреблять термины, которые вполне удачными не являются (так, в оппозиции творчеству используются понятия нетворчества и антитворчества, репродуктивности и шаблона и многие др.).
Во всех случаях, когда общепризнанный коррелят понятия отсутствует, целесообразно употреблять приставку «контр». Анализ особенностей ее использования в современном разговорном, литературном и специальном языках показывает наличие трех вариантов подобного употребления. Во-первых, ряд терминов носит ярко выраженную классово-аксиологическую направленность (революция - контрреволюция), во-вторых, используются термины, которые не обязательно имеют классовый смысл, хотя и являются аксиологическими (культура - контркультура, субъект - контрсубъект, агент - контрагент, атака - контратака, деятельность - контрдеятельность);в-третьих, у некоторых терминов возможно нулевое оценочное содержание (контр-адмирал, контроктава). Совершенно очевидно, что третий (нулевой) вариант употребления языковой приставки «контр» прямого отношения к логике оценочного сознания не имеет.
Понятия творчества и контртворчества есть конкретизация наиболее общих аксиологических категорий прогресса и регресса применительно к сфере человеческой деятельности. Анализ творчества в единстве с его антиподом позволяет выявить и диагностировать общественную значимость и социально-классовую направленность динамичных общественных связей. Вся человеческая история определялась, определяется и будет определяться борьбой и сотрудничеством между силами прогресса и регресса, социальными субъектами с большим и меньшим творческим потенциалом. При этом взаимосвязь между субъектами творчества и контртворчества диалектична. Некоторые из представителей консервативных социальных групп при известных исторических обстоятельств способны «полеветь» и даже трансформироваться в носителей идеи общественного прогресса. Возможен и обратный процесс «поправения» некоторых социальных общностей при стечении ряда негативных социальных факторов (ошибок и просчетов в политике и т.п.).
При неблагоприятном развитии в целом прогрессивных социальных систем в них могут заметно усилиться факторы контртворческого характера, нарастать элементы консерватизма и антигуманизма. Примеры подобной эволюции имеются во всех общественно-экономических формациях. Ни творчество, ни контртворчество не представляют собой в рамках реального социума безоговорочно прямолинейного пути, полностью исключающего возможности его развития в противоположном направлении. Конкретные черты творческой и контртворческой деятельности всегда есть результат столкновения и взаимодействия многих поступков и операций различных субъектов, обусловленных как внутренним, так и международным балансом сил.
Итак, основное диалектическое противоречие общественной деятельности заключается в борьбе между творческими и контртворческими ее тенденциями. Творчество есть прогрессивная деятельность, напротив, контртворчество отличает регрессивная направленность. На примере анализа категории творчества весьма реально высвечиваются все недостатки ее расширительного и нестрогого употребления, а также тупики гносеологизма.
Нам не раз приходилось обращаться к анализу существующих концепций структуры деятельности с целью поиска логически обоснованных принципов ее структурирования. Что взять за единое основание структурно-функционального анализа системы деятельности? Опыт собственных теоретических исследований позволяет сделать вывод, что в этом качестве выступают особенности взаимосвязи двух несводимых и невыводимых друг из друга основополагающих свойств деятельности - предметности и рефлективности. Именно они выступают конституирующим фактором ее структуры. Все возможные способы их сочетания, сводятся, в конечном счете, к трем основным вариантам. В первом случае предметность доминирует над рефлективностью, во втором, напротив, преобладающее значение принадлежит рефлективности, в третьем случае оба признака в целом уравновешивают друг друга и ни один из них не является определяющим. Соответственно первый родовой вид деятельности мы вправе назвать материально-практическим, второй - духовно-теоретическим, третий - социально-технологическим.
Уточним понимание первого - материально-практического - вида деятельности и, прежде всего, ее практического характера. Слово «практика» переводится с греческого как дело, действие. В современной отечественной и мировой философии категории практики отводится важное место, однако понимается она далеко не однозначно. Прежде всего существуют чрезмерно широкое или, напротив, слишком узкое ее толкования. Широкое понимание связано с отнесением к практике любой человеческой деятельности, т.е. с включением в нее не только материальных, но и духовно-теоретических компонентов. Между тем теория и практика - далеко не одно и то же. Включение в практику духовно-теоретического компонента лишает ее возможности выполнять функции критерия истины. В итоге теоретическое познание становится критерием самого себя.
Главное заключается в невозможности теории самой по себе что-либо изменить в существующем объективном мире. В рамках теоретического отношения субъект не способен наложить реальный отпечаток на объект [27]. В данном контексте становится понятной мысль Гегеля о теоретическом отношении к предмету как «бескорыстном», т.е. оставляющем «предметам их самостоятельное существование и деятельность», их неприкосновенность.
Прямой противоположностью первой точки зрения выступает определение практики только как материальной деятельности. Уязвимость данного подхода заключается в том, что за пределы практики выносятся многие духовные формы социальной деятельности (воспитательно-педагогическая и пропагандистская, нравственная и художественная, правовая и политическая, и т.д.). Однако идеи также могут стать материальной силой, когда они овладевают массами. Эффективность практики во многом обусловлена глубиной и многосторонностью ее связи с научной и философской теорией, а также деятельностью народных масс. И, напротив, слаба практика, которая не вооружена солидной теорией и не является имманентной активностью широких слоев населения.
Оптимальным представляется понимание практики, стремящееся найти единую основу в границах как материальной, так и духовной деятельности. С этой точки зрения,
практика есть преобразующая деятельность.
Ей противостоит чисто теоретическая деятельность, которая является размышлением, рассуждением, созерцанием и непосредственно не ведет к преобразованию ни внешней природы, ни внутреннего мира человека. Основой практики служит материальная деятельность.
Все виды деятельности симметричны в плане организации их структуры и включают в качестве составных по три подвида. Первый родовой вид деятельности является в конечном счете определяющим в системе основных видов активности. Это и понятно, если учесть, что материально-практическая деятельность представляет собой в первую очередь социальный процесс, от которого зависит всякая иная деятельность: умственная, политико-правовая, нравственно-религиозная и т.д. Вместе с тем материально-практическая активность есть деятельность человека и потому не лишена духовного элемента, подчиненного, однако, материально-предметному компоненту. Первый вид деятельности, в силу своего материального характера, обладает наибольшими преобразующими потенциями по сравнению с двумя другими ее видами. В самом деле, духовная активность в лучшем случае может преобразовывать сознание людей и не способна изменять реальности материального плана. Здесь же речь идет о таком способе деятельности, который, в первую очередь, вносит изменение в материальное бытие. В процессе материально-практической деятельности объективная реальность, природа сама по себе, существующая до и независимо от человека, становится объектом его присвоения которое происходит либо непосредственно - путем потребления соответствующих продуктов питания, воздуха и т.п., - либо более сложным образом, т.е. на основе использования орудий труда.
Материально-практическая деятельность, как некоторая целостность, функционирует в виде специфических взаимосвязей людей и природы. При этом преобразование человеком природы и самого себя есть один и тот же процесс, процесс предметно-рефлективной деятельности. Существует три основных разновидности материальной взаимосвязи человека и природы: экологическая, демографическая и техническая. Важнейшая отличительная особенность материально-практической деятельности - ее определяющий («первичный» «вечный») характер. На протяжении истории могут изменяться ее конкретные формы (способы технологии и состояние экосреды, брачно-семейные и иные отношения), но сами они, во-первых, никуда не исчезают и не возникают вновь, их значение не может существенно уменьшиться, во-вторых, материально-практическая деятельность в конечном счете играет детерминирующую роль по отношению ко всем иным видам человеческой деятельности.
Духовно-теоретическая деятельность - второй вид динамичной общественной связи. Он включает в себя три относительно самостоятельные подсистемы: познавательную (наука), мировоззренческую (философия) и ценностную (искусство). Рефлективная (духовная) сущность второго вида деятельности проявляется в том, что простое восприятие истин и оценок науки, искусства и философии, как правило, не приводит к непосредственному действию, поскольку требуется определенное время для их осмысления и освоения. Сказанное, однако, не означает отрицания практического характера рассматриваемых форм духовной деятельности.
Третий родовой вид - социально-технологическая деятельность - включает в себя коммуникативные, информационные и управленческие процессы.
В отечественных исследованиях второй половины XX в. понятие социального чаще всего сближается с понятием социальной структуры общества, т.е. в нем усматривают общественную связь между личностями и общностями, классами и нациями, сословиями и народностями и т.д. Наделение социального подобным смыслом представляется обоснованным. В данном контексте социальные (межсубъектные) отношения нельзя обособлять и ставить в один ряд с производственно-экономическими, правовыми, моральными и т.п. Социальное здесь приобретает смысл, синонимичный человеческому фактору, который в чем-то существенно отличен от внечеловеческого фактора (техника, технология и т.д.). Однако последний, во-первых, не может быть сведен лишь к технике и науке. К нему относятся домашние животные, культурные растения и многое др. Использование термина «технический» по отношению к подобным явлениям неприемлемо. С другой стороны, в отличие от техники, наука в аспекте формы сознания - имманентная принадлежность субъекта (личности и социума),
Социальная деятельность неразрывно связана с технологической деятельностью. Природа технологии, технологических отношений, технологического способа производства в последнее время становится все более серьезным объектом философских и научных исследований. Особое место занимает проблема биотехнологии. Она, вероятно, способна послужить прообразом и основой новой технологической системы, которая не находилась бы в деструктивном отношении к природе и цивилизации. В основе технологической реальности лежит техническая среда, технодеятельность. И не случайно для тех из нас, кто родился и живет в городских условиях, «естественная» окружающая среда обитания предстает почти полностью в виде продукта технической деятельности. В этом смысле наша «природа» состоит из гигантского технического объекта. Этот объект и обозначается понятием «техническая среда», «техносфера» [28]. Наряду с технической средой к технологической реальности относятся также нетехнические элементы: окультуренные человеком животные и растения, парки и лесопарковые зоны, пляжи и места отдыха и т.п. Социосфера есть область господства различных элементов субъективной реальности: мира человеческих чувств и эмоций, искусства и науки и т.д.
Разграничение третьего родового вида деятельности на две самостоятельные сферы содержит в себе моменты абсолютного и относительного. Абсолютность разделения обусловлена принципиальной нетождественностью социального и технологического. Так, человеческая рука, способная играть на скрипке или фортепиано, и музыкальный автомат, представляющий собой автономное техническое средство, - две различные и не сводимые друг к другу общественные субстанции (или монады, если использовать язык Лейбница). В то же время способность как человеческой руки, так и технического средства выполнять аналогичные общественные функции (извлекать организованные музыкальные звуки) свидетельствует об отсутствии непроходимых границ между социальным (человеческим) и технологическим (техническим) мирами. О том же свидетельствует все увеличивающаяся зона взаимопроникновения социального и технологического миров: с одной стороны, сам человек все более технизируется (показательны в данной связи его искусственные органы), с другой - техника и технология все более очеловечиваются. Это взаимопереплетение двух миров находит свое отражение и в общественном сознании, научной и философской терминологии. Например, широкое распространение в последние годы получил термин «социальная технология», под которым следует подразумевать расширяющуюся зону технических средств в среде, традиционно относимую к природе человека.
И все же современный процесс интеграции социальной и технологической сфер не устраняет их субстанциальные отличия и специфические способности. Поэтому общественная деятельность как раньше, так и сейчас проявляется в двух относительно самостоятельных ипостасях: социальной (собственно человеческой, субъектной) и технологической (объектно-предметной).
Итоговая схема алгоритмического изложения изложения категории деятельности, следовательно, такова.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||
ПРЕДМЕТ
РЕФЛЕКСИЯ |
ТВОРЧЕСТВО
КОНТРТВОРЧЕСТВО |
МАТЕРИАЛЬНО
- ПРАКТИЧЕСКАЯ
ДУХОВНО - ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ |
В свою очередь, каждый из родовых видов деятельности состоит из трех подвидов. Подробное изложение структуры деятельности см.:
Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. 3-е изд., Тамбов, 1998.
К содержанию |